Новые педагогические технологии: частнопредметные и альтернативные Презентацию к выступлению на педагогическом совете подготовили: Фролова Е.А., Бартель.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Окунев Анатолий Арсеньевич - учитель математики средней школы 526 г. С. - Петербурга, заслуженный учитель РСФСР, лауреат премии им. Н. К. Крупской.
Advertisements

Вальдорфская педагогика (Р.Штейнер). Штейнер Рудольф ( ) - немецкий философ и педагог, автор системы школьного образования, получившей название.
Тема: «Активизация познавательной деятельности учащихся через различные формы и методы обучения».
МОУ "Новопавловская СОШ 2" Использование разных УМК в начальной школе.
Компетентностная модель ученика в образовательном процессе и самореализация учащихся в условиях современной школы Подготовила: зам. директора по НМР Ширяева.
Силова Людмила Ивановна. Нестандартные уроки актуальны в современной педагогике Чем обусловлено проведение нестандартных форм уроков в современной школе?
Нестандартные формы уроков. - это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме. Формы.
Презентация учителя начальных классов МОУ гимназии «Гармония» Фроловой Светланы Николаевны.
Методист ОДОД Л.Ф.Павловская. Формы занятий Формы организации занятий Формы проведения занятий.
Анна Сергеевна Троегубова УЧИТЕЛЬ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА МАОУ СОШ 29.
«Современный урок в школе- основная организационная форма реализации принципов развивающего обучения» МОУ СОШ 42 зам. директора по УВР Романова О.Г.
Методики индивидуальной работы с учащимися разного уровня знаний.
«Нестандартные формы проведения уроков живого мира» Отчёт по самообразованию учителя начальных классов Губинской М.А.
«Взаимное обучение, сотворчество и соучастие как формы совершенствования творческих, исследовательских способностей учащихся» МОУ «Харанжинская СОШ»
Методический семинар Нетрадиционная форма урока : замысел, организация, анализ.
Филиппова Елена Анатольевна Учитель начальных классов МОУ СОШ 16.
Урок как форма обучения истории. Типы уроков Тип урока понятие, связанное с варьированием структуры урока, его содержательных элементов.
Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации познавательного интереса в мыслительной деятельности учащихся Педагогическая концепция.
« Виноградовский урок : цель, содержание, технологии ». Струкова Тамара Николаевна Учитель начальных классов.
Классный час – это гибкая по составу и структуре форма фронтальной воспитательной работы, представляющая собой социально организуемое во внеурочное время.
Транксрипт:

Новые педагогические технологии: частнопредметные и альтернативные Презентацию к выступлению на педагогическом совете подготовили: Фролова Е.А., Бартель И.В., Смирнова С.Р., Горбачева М.Н., Плискунова Т.А., Ширшакова Е.А.

Частнопредметные технологии Частнопредметная педагогическая технология определяется в значении «частная методика», т.е. как совокупность методов и средств для реализации определённого содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета, класса, учителя.

К группе частнопредметных технологий относятся: Технология раннего и интенсивного обучения грамоте (Н.А.Зайцев) Технология совершенствования общеучебных умений в начальной школе (В.Н.Зайцев) Технология обучения математике на основе решения задач (Р.Г.Хазанкин) Педагогическая технология на основе системы эффективных уроков (А.А.Окунев) Система поэтапного обучения физике (Н.Н.Палтышев)

Педагогическая технология на основе системы эффективных уроков (А.А.Окунев) Урок! Ты – солнце! Ш. Амонашвили

Классификационные параметры технологии: По уровню применения: общепедагогическая По философской основе: диалектическая По основному фактору развития: социогенная. По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная. По ориентации на личностные структуры: ЗУН + СУД. По характеру содержания: обучающая, светская, общеобразовательная, технократическая, политехнология. По типу управления: современное традиционное обучение. По организационным формам: классно-урочная. По подходу к ребенку: технология сотрудничества. По преобладающему методу: объяснительно-иллюстра- тивная + поисковая. По направлению модернизации: активизация. По категории обучаемых: массовая.

Целевые ориентации: Усвоение стандартных знаний, умений и навыков (ЗУН), способов умственных действий (СУД). Раскрытие индивидуальных способностей ребёнка. Совершенствование системы работы педагога с одарёнными детьми.

Концептуальные положения: Движущая сила учебного процесса - это противоречие между теми задачами, которые вы ставите перед учениками, и их знаниями, умениями. Принцип интереса. Новизна, новый материал как своеобразный раздражитель, вызывающий рассогласование, включающий механизмы деятельности по ориентировке и познавательной деятельности. В каждом уроке должна быть интрига, изюминка. Хороший урок - это урок вопросов и сомнений, озарений и открытий.

Условия «хорошего урока»: - теоретический материал должен даваться на высоком уровне, а спрашиваться - по способностям; - принцип связи теории с практикой: учить применять знания в необычных ситуациях; - принцип доступности: школьник должен действовать на пределе своих возможностей; талант учителя - угадать эти возможности, правильно определить степень трудности; - принцип сознательности: ребенок должен знать, что он проходит (в начале изучения темы пролистывают учебник, устанавливают, зачем и что будут изучать); - установка не на запоминание, а на смысл, задача в центре содержания: - принцип прочности усвоения знаний: даются основы запоминания; - мышление должно главенствовать над памятью, учебная информация распределена на крупные блоки, материал дается большими дозами; - принцип наглядности (отработка умения наблюдать); - принцип оптимизации (выделение главного, учет времени).

Особенности методики. Основные черты технологии высокопроизводительного, результативного урока: - создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса и самостоятельной умственной активности учащихся; - экономное и целесообразное расходование времени урока; - применение разнообразного арсенала методов и средств обучения; - формирование и тренинг способов умственных действий учащихся (СУД); - вклад в формирование и развитие личностных качеств школьника, и в первую очередь, самоуправляющих механизмов личности, способствующих обучению (СУМ); - высокий положительный уровень межличностных отношений учителя и учащихся; - объем и прочность полученных школьниками на уроке знаний, умений и навыков (ЗУН).

Способы организации начала урока Задача: овладеть вниманием; включиться в урок; обеспечить положительную мотивацию: Предлагается задача, которая решается только на основе жизненного опыта ребят, их смекалки, чтобы все были равны. Дается задача на тренировку памяти, наблюдательности, на поиск закономерностей по материалу, хорошо усвоенному школьниками. На доске записаны задания и ответы к ним, среди которых есть как верные, так и неверные. Предлагается проверить их. На доске записано решение какого-либо примера или задачи с традиционными, наиболее часто встречающимися ошибками. Дается традиционная задача с обычным решением. Предлагается найти более короткое, рациональное. На доске дан чертеж к сложной задаче и методом «мозгового штурма» осуществляется поиск ее решения.

Способы организации начала урока Задача: овладеть вниманием; включиться в урок; обеспечить положительную мотивацию: Предлагается задача, которая решается только на основе жизненного опыта ребят, их смекалки, чтобы все были равны. Дается задача на тренировку памяти, наблюдательности, на поиск закономерностей по материалу, хорошо усвоенному школьниками. На доске записаны задания и ответы к ним, среди которых есть как верные, так и неверные. Предлагается проверить их. На доске записано решение какого-либо примера или задачи с традиционными, наиболее часто встречающимися ошибками. Дается традиционная задача с обычным решением. Предлагается найти более короткое, рациональное. На доске дан чертеж к сложной задаче и методом «мозгового штурма» осуществляется поиск ее решения.

Способы организации начала урока Урок начинается с чтения по фразам параграфа (изучали самостоятельно) - обсуждают его смысл, отвечают на вопросы, доказывают глубину изучения темы. На доске записаны вопросы, ответы на которые помогут осмыслить ключе вые моменты доказательства наиболее трудной теоремы, чтобы лучше ее запомнить. Ребята изображают некоторую геометрическую фигуру и проводят исследовательскую работу по плану. Обсуждаются различные способы решения задачи. Было дано домашнее задание - сочинить сказку, составить кроссворд. Представляются наиболее удачные. Рассматривается некоторая математическая проблема, которая еще не обсуждалась в классе. Ученики намечают план поиска ее решения. На доске выполнены чертежи к домашним задачам. По готовым чертежам обсуждаются их решения. Урок начинают «солисты» - «защищать» решение трудных домашних задач

Требования к учителю Основная задача учителя воспитать веру ученика в свои силы, научить радоваться общению с педагогом, товарищами, воспитать внимание, стремление к самостоятельной деятельности школьников. Использовать приемы, позволяющие эффективно применять учебный материал, чтобы выработать у школьников навыки самообразования. Чутко откликаться на мысли ученика, импровизировать. Делать урок эмоционально ярким. Использовать все разнообразные современные методы урока. Создавать психологический комфорт для класса. Делать ставку на самостоятельный труд учащихся.

Система уроков (по классификации А.А.Окунева): - уроки, где ученики учатся припоминать материал (научиться держать материал в памяти); - урок поиска рациональных решений; - урок проверки результатов путем сопоставления с данными; - урок одной задачи (удовольствие от того, что они думают); - урок самостоятельной работы, требующий творческого подхода; - урок самостоятельной работы по материалу, который не объясняли; - урок, на котором возвращаются к ранее изученному материалу, рассматривают знания под новым углом зрения; - урок -«бенефис»; - лабораторные работы по геометрическому материалу младших; - урок - устная контрольная работа; - урок-зачет (тематический и итоговый).

К нетрадиционным технологиям урока относятся: - интегрированные уроки, основанные на межпредметных связях; - уроки в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета, лингвистический бой, дуэль, деловая или ролевая игра, кроссворд, викторина; - уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия; - уроки на основе нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, урок любви, откровение (исповедь), урок-презентация, «дублер начинает действовать»; - уроки с имитацией публичных форм общения: пресс- конференция, аукцион, бенефис, митинг, регламентированная дискуссия, панорама, телепередача, телемост, рапорт, «живая газета», устный журнал;

К нетрадиционным технологиям урока относятся: - уроки с использованием фантазии, урок-сказка, урок-сюрприз, урок-подарок от волшебника, урок на тему инопланетян; - уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, дебаты в парламенте, цирк, патентное бюро, ученый совет; - уроки, имитирующие общественно-культурные мероприятия: заочная экскурсия в прошлое, путешествие, литературная прогулка, гостиная, интервью, репортаж; Перенесение в рамки урока традиционных форм внеклассной работы: КВН, «Следствие ведут знатоки», «Что? Где? Когда?», «Эрудит-тир», утренник, спектакль, концерт, инсценировка, диспут, «посиделки», «клуб знатоков» и др.

Результаты использования технологии: Усваиваются стандартные знания, умения и навыки (ЗУН), способы умственных действий (СУД). Формируется учебная мотивация. Развиваются коммуникативные навыки. Формируется навык самостоятельного мышления. Развивается внутренний мир ребёнка, повышается его самооценка. Накапливается творческий потенциал педагога, совершенствуется его система работы с детьми разной степени одарённости.

Альтернативные технологии Это радикальный отказ как от традиционных концептуальных оснований педагогического процесса (социально-философских, психологических), так и от общепринятых организационных, содержательных и методических принципов, и замена их другими, альтернативными.

К группе альтернативных технологий относятся: Вальдорфская педагогика (Р.Штейнер) Технология свободного труда (С.Френе) Технология вероятностного образования (А.М.Лобок) Технология мастерских

Вальдорфская педагогика (Р.Штейнер) Любое обучение человека есть не что иное, как искусство содействовать стремлению природы к своему собственному развитию. И.Песталоцци

Классификационные параметры технологии: По уровню применения: общепедагогическая По философской основе: антропософская По основному фактору развития: биогенная По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная + гештальт По ориентации на личностные структуры: ЗУН + СУД + СЭН + СДП По характеру содержания: обучение + воспитание, религиозная, общеобразовательная, гуманистическая По типу управления: система «репетитор» + система малых групп По организационным формам: альтернативная, клуб + академия, индивидуальные + групповые, дифференциация По подходу к ребенку: личностно ориентированная с неформальным лидерством педагога По преобладающему методу: игра + диалог + творчество По категории обучаемых: все категории, без селекции

Целевые ориентации: Воспитание призвано сформировать целостную личность: стремящуюся к максимальной реализации своих возможностей (самореализация, самоактуализация); открытую для восприятия нового опыта; способную на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Не столько знания, сколько способности (СУД + СЭН - ЗУН + СДП). Развитие самоопределения, индивидуальной ответственности за свои действия (СУМ).

Концептуальные положения: Природосообразность: развитие происходит по заранее заданной, генетически детерминированной программе, идет впереди обучения и определяет его; спонтанность свободного развития природных задатков; «исходя из ребенка», создание максимально благоприятных условий для выявления природных способностей ребенка. Свободное воспитание и обучение. Все без принуждения, без насилия: духовного и телесного. Воспитание и обучение приспосабливаются к ребенку, а не он к ним. Ребенок в процессе обучения сам проходит, постигает все этапы развития человечества. Поэтому не надо усекать «детство», интеллектуализировать развитие раньше времени.

Концептуальные положения: Обучение неотделимо от воспитания: всякое обучение есть одновременно и воспитание определенных качеств личности. Экология здоровья, культ здоровья. Культ творчества, творческой личности, развитие индивидуальности средствами искусства. Подражание как средство обучения. Соединение европейской и восточной культур: учение Христа и представление о личности как совокупности физического тела и эфирного, астрального. Единство развития ума, сердца и руки. Опора на авторитет педагога, школа одного учителя на 8-9 лет (во избежание стрессов). Школа для всех. Единая жизнь педагогов и учеников.

Особенности содержания Гармоническое сочетание интеллектуального, эстетического и практически-трудового аспектов образования. Широкое дополнительное просвещение (музеи, театр и др.). Межпредметные связи. Обязательные предметы искусства: живопись, эвритмия (искусство выразительных движений) и изображение форм (сложные узоры, графики), музыка (игра на флейте). Большая роль отводится трудовому воспитанию.

Особенности содержания по классам - обучение «по эпохам» : Дошкольный период: ходить, говорить, мыслить; I: прообразы и сказки; от образа к букве; пение, эвритмия; вязание на спицах; II: чудеса и легенды; письмо; арифметика; флейта, рисование, ручной труд; III: сотворение мира и Ветхий Завет; ноты, рисование форм, вязание крючком; IV: разрыв общего и частного; дроби; европейские мифы; орнамент, канон, вышивка; V: гармония и античность, Греция; десятичные дроби, оркестр, работа по дереву; VI: средние века, борьба добра и зла; Рим; физика, проценты, геометрия, строгание:

Особенности содержания по классам - обучение «по эпохам» : VII: пространство и Ренессанс; алгебра, стихи, шитье: VIII: революции, XIX век; экономика, химия, композиторы, работа с металлом; IX: экология, технический прогресс и нравственность, история искусств, столярное дело: X: политика, история, общество, физика, драматургия, керамика; XI: общество, литература, музыка, скульптура, переплетное дело; XII: история культуры, импровизация во всех сферах.

Особенности методики. Педагогика отношений, а не требований. Метод погружения, «эпохальная» методика. Обучение без учебников, без жестких программ (дидактические материалы, дополнительная литература). Индивидуализация (учет продвижения личности в развитии). Отсутствие деления на классную и внеклассную работу. Ученик подводится к открытию личностной значимости ЗУН и на этой мотивационной основе осваивает содержание предметов (областей). Коллективное познавательное творчество на уроке. Обучение самостоятельности, самоконтролю. Много игры (учеба должна приносить радость). Отрицание отметки.

Позиция ученика - Ребенок в центре педагогической системы. - Право выбора всего: от формы урока до его плана. - Право ребенка на ошибки. - Свобода выбора. - Право на свободный творческий поиск. - Отношения ответственной зависимости с коллективом.

Позиция учителя - Деятельность учителя является приоритетом, учитель ведет детей в течение 8 лет по всем предметам. - Учитель - старший товарищ. - С детьми к предмету, а не с предметом к детям. - Не знания давать, а давать детям жить на уроке; совместная духовная жизнь ученика и учителя. - Ожидание созревания сил, заложенных природой. - Не говорить ребенку «нет», «нельзя». - Не делать замечаний (отсутствие выделения слабых и сильных). - Не ставить плохих отметок. - Не оставлять на второй год. - Принимать ребенка таким, какой он есть (все дети талантливы).

Позиция Р.Штейнера по религиозному воспитанию свободное христианское воспитание, которое находится вне общего распорядка школы, ведется как частное обучение в ее рамках. Очень важными сторонами вальдорфской педагогики являются внимание к здоровью детей, учительско-родительское самоуправление.

В России создан и действует «Центр вальдорфской педагогики». Московская свободная вальдорфская школа (научный руководитель А.А.Пинский) работает без обычного директора, завуча, других привычных административных атрибутов массовой школы. Всеми делами распоряжается выборная коллегия из детей, учителей и родителей. Работа не делится на классную и внеклассную. Эти виды очень тесно переплетаются. После главного урока обязательно преподаются живопись, музыка, рукоделие, английский и немецкий языки (с первого класса одновременно), а также специфические для вальдорфской школы дисциплины - эвритмия (искусство выразительных движений) и изображение форм - рисование сложных узоров, графика. Программой предусмотрен сельскохозяйственный цикл, строительство деревянного домика (на уровне большой модели). Это в начальных классах. А в старших - работа с металлом. Все дети также осваивают рукоделие - учатся шить, вышивать

В России создан и действует «Центр вальдорфской педагогики». Школа Л.Н.Толстого. Л.Н.Толстой осуществил на практике идею «свободного воспитания» в организованной им Яснополянской школе для крестьянских детей. В настоящее время в ряде школ России (Ясная Поляна, Томск) делаются попытки восстановить отечественную технологию свободного воспитания, основанную на идеях Л.Н.Толстого. Школа свободного воспитания З.М.Агишевой (Зоя Михайловна Агишева - учитель начальных классов, г. Йошкар-Ола). Приоритеты забота о здоровье, свобода выбора для ребенка, проживание вместе с детьми их детства, дети - лучшие учителя.

Результаты использования технологии: Помощь ребёнку в осознании своего предназначения, в выборе своего жизненного пути. Наиболее полное развитие природных способностей ребёнка. Развитие индивидуальной ответственности за свои действия.

Рекомендации: технологию «Эффективных уроков» целесообразно применять на уроках введения нового материала, закрепления, при проведении парной и групповой работы, а также в проектной деятельности Вальдорфскую педагогику можно применять в классах компенсирующего обучения, во внеурочной деятельности, на уроках технологии.

Нет предела совершенству! Творите! Дерзайте! Будьте осторожны!