Методы преподавания информатики в младших классах
Слово «метод», в переводе с греческого означает «исследование, способ, путь к достижению цели». «Метод - в самом общем значении - способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность», - сказано в философском словаре.
И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин разрабатывали методы обучения, исходя из характера учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению изучаемым материалом. С этой точки зрения они выделяли следующие методы: 1. Объяснительно-иллюстративный, или информационно-рецептивный: рассказ, объяснение, работа с учебником, демонстрация картин, кино и диафильмов. 2. Репродуктивный, воспроизведение действий по применению знаний на практике, деятельность по алгоритму, программирование. 3. Проблемное изложение изучаемого материала. 4. Частично-поисковый, или эвристический метод. 5. Исследовательский метод, когда учащимся дается познавательная задача, которую они решают самостоятельно, подбирая для этого необходимые методы и пользуясь помощью учителя.
Ю.К. Бабанский все многообразие методов обучения подразделил на три основные группы: а) Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности. б) Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности. в) Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.
Однако в дидактическом отношении наиболее практичной представляется все же классификация М.А. Данилова и Б.П. Есипова. 1. Методы приобретения новых знаний. 2. Методы формирования умений и навыков по применению знаний на практике. 3. Методы проверки и оценки знаний, умений и навыков.
Если в указанную классификацию внести некоторые уточнения, то все разнообразие методов обучения можно разделить на пять следующих групп: а) Методы устного изложения знаний учителем и активизации познавательной деятельности учащихся: рассказ, объяснение, лекция, беседа; метод иллюстрации и демонстрации при устном изложении изучаемого материала. б) Методы закрепления изучаемого материала: беседа, работа с учебником. в) Методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала: работа с учебником, лабораторные работы. г) Методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков: упражнения, лабораторные занятия. д) Методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся: повседневное наблюдение за работой учащихся, устный опрос (индивидуальный, фронтальный, уплотненный), выставление поурочного балла, контрольные работы, проверка домашних работ, программированный контроль
Вопросы из НОК Школа ………основана на использовании технических средств обучения- Нургалиева К.Н Руководил школой «Буран» в Восточной –Казахстанской области, предложил идею превращения своей школы в школу чувствующего каждого ребенка - Нургалиев К.Н Тип и структуру урока проще всего определить по… - дидактическим целям Основные признаки, наиболее полно раскрывающие урок – Уроком называется форма организации обучения, при которой учитель ведет занятия с постоянным составом учащихся, имеющих примерно одинаковый уровень развития, по твердому расписанию и установленному регламенту Основные недостатки урока – Ориентация на среднего ученика, отсутствие возможности осуществления индивидуальной работы с учащимися
Вопросы из НОК Взаимное обучение осуществлялась в Англии при … - белл-ланкастерской системе Дифференцированное обучение по способностям учащихся- суть – мангеймской системы обучения Учащиеся самостоятельно добывают знания в процессе исследования при …- исследовательском методе обучения Знания учащимся предлагаются в готовом виде, сообщаются и объясняются учителем при … - репродуктивном методе обучении Субъект-субъектные отношения в учебно-воспитательном процессе характерны для…. – педагогики сотрудничества Достижение положительных результатов в деятельности учителя - это критерий…. – результативности
Вопросы из НОК Внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемый в определённом порядке и режиме – Формы организации обучения Методы обучения в дидактике позволяют ответить на вопрос…. как учить? Диалогический метод обучения, при котором учитель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит учеников к пониманию нового материала - Учебная беседа Учебная беседа, в ходе которой вопросы задают преимущественно ученики – Диалог Упражнение, лабораторная работа, практическая работа – это…. практические методы Наглядные методы обучения – Демонстрация, иллюстрация
Вопросы из НОК Признак классификации словесных, наглядных и практических методов обучения – Источник знаний Урок, лекция, семинар, лабораторное занятие, зачет, экзамен относят к …. конкретным формам организации обучения Внутренне строение, последовательность отдельных этапов урока – Структура урока Метод обучения, при котором учитель ставит перед учениками проблему, сам показывает пути ее решения, раскрывая возникающие противоречия – Проблемное изложение Дискуссия, рассказ, беседа относятся к … словесным методам Упорядоченная по определенному признаку система методов обучения – Классификация методов обучения Изучение нового раздела учитель начинает… с определения целей и задач обучения
Вопросы НОК Важнейший мотив учения вскоре после поступления в школу – Оценка Основные формы организации обучения – Урок Вспомогательные формы организации обучения - Кружки, клубы Интегрированный, панорамный типы уроков относятся к … нестандартным Первая организационная форма обучения в истории развития школы….. индивидуальная Ключевой компонент классно-урочной системы обучения – Урок