Ассоциация кинообразования и медиапедагогики России Методика медиаобразования Презентацию подготовила: к.п.н., доцент И.В. Челышева
Методика медиаобразования - процесс обучения основам медиакультуры в плане содержания данного образования и деятельности педагога и ученика, с учетом вариативности, импровизации, диалогической формы преподавания и учения и требований к составляющим образовательного процесса
Уровни усвоения знаний и способов деятельности, основанных на изучении произведений медиакультуры: 1) применении знаний и способов деятельности на материале медиа; 2) осознанного восприятия и запоминания; 3) творческого применения знаний о медиа и произведениях медиакультуры.
Основные методические подходы 1. интегрированный в предметы общеобразовательного цикла (преимущественно гуманитарные: литература, история и т.д.) 2. специальный подход, предполагающий изучение медиакультуры в рамках учебных планов и программ (спецкурсы, семинары, уроки и т.д.) 3. факультативный, осуществляющийся в кружках, студиях, клубах и т.д.
Классификация методов медиаобразования: 1. по источникам полученных знаний: - словесные (лекция, рассказ, беседа, объяснение, дискуссия); - наглядные (иллюстрация и демонстрация медиатекстов); - практические
2. По уровню познавательной деятельности: - объяснительно-иллюстративные (сообщение педагогом определенной информации о медиа, восприятие и усвоение этой информации аудиторией); - репродуктивные (разработка и применение педагогом различных упражнений и заданий на материале медиа для того, чтобы учащиеся овладели приемами их решения), - проблемные (проблемный анализ определенных ситуаций или медиатекста с целью развития критического мышления); - частично-поисковые или эвристические, исследовательские (организация поисково- творческой деятельности обучения)
способы деятельности в медиаобразовательной практике: 1. дескриптивный (пересказ содержания медиапроизведений) 2. классификационный (определение места медиатекста в историческом и социокультурном контексте) 3. аналитический (анализ структуры медиатекста, его языка, авторской позиции) 4. личностный (описание отношений, переживаний, чувств, воспоминаний, ассоциаций, вызванных медиатекстом) 5.объяснительно-оценочный (формирование суждений о медиатексте, его достоинствах в соответствии с эстетическими, моральными и др. критериями
способы деятельности в медиаобразовательной практике: 1. дескриптивный (пересказ содержания медиапроизведений) 2. классификационный (определение места медиатекста в историческом и социокультурном контексте) 3. аналитический (анализ структуры медиатекста, его языка, авторской позиции) 4. личностный (описание отношений, переживаний, чувств, воспоминаний, ассоциаций, вызванных медиатекстом) 5.объяснительно-оценочный (формирование суждений о медиатексте, его достоинствах в соответствии с эстетическими, моральными и др. критериями
Функции медиаобразовательных творческих заданий: обучающие (знания о теориях и законах, приемах восприятия и анализа медиатекстов) адаптационные (способность применять эти знания в иных ситуациях) развивающие (развитие мотивационных, волевых и др. свойств и качеств личности) управляющие (создание условий для процесса медиаобразования)
Формы и методы медиаобразовательного процесса – дискуссионные: диалог, групповые и коллективные дискуссии, обсуждение произведений медиакультуры, анализ ситуаций и т.п.; – игровые: литературно-имитационные, театрализованно-ситуативные, изобразительно-имитационные и др. игровые задания; – тренинговые: дискуссионные и игровые формы.
Организационные принципы анализа медиатекста создание атмосферы психологического комфорта, раскрепощенности; импровизация (готовность педагога к возможной вариативности проведения обсуждений, дискуссий); тесная связь с социально-культурной средой.
Медиаобразовательные проекты Съемка фильма Выпуск газеты (журнала) Реклама различных видов Теле – радиопрограмма Организация группы в социальных сетях Создание сайта и т.д.
Основные аспекты медиаобразовательного проекта целевая аудитория будет готовиться тот или иной медиаматериал; определение целей и задач проекта; основные приоритеты и идеи; Выбор выразительных средств, контента и т.д.