Государственное бюджетное образовательное учреждение детский сад 8 комбинированного вида Центрального района Санкт-Петербурга
Ближайшее окружение Храм Спас-на Крови Марсово поле Цирк Шереметьевский дворец Летний сад Михайловский замок Русский музей
Инновационная деятельность ГБДОУ детский сад – 2000 гг.: создание вариативной авторской программы «Маленький горожанин» (утверждена Комитетом по образованию Санкт-Петербурга). Цель программы: введение ребенка- дошкольника в мир петербургской культуры – 2004 гг.: «Система воспитательной работы в приобщении дошкольников к здоровому образу жизни». В процессе работы разработана и апробирована система валеологического сопровождения ребенка в ДОУ – 2007 гг.: «Формирование валеологической культуры участников образовательного процесса». Создана и апробирована модель валеологической культуры участников образовательного процесса, систематизирован и разработан инновационный опыт работы с педагогами, детьми и их родителями в этом направлении – 2010 гг.: «Создание комплексной модели здоровьесберегающего пространства и ее влияние на готовность ребенка к школе». Разработана и апробирована модель здоровьесберегающего пространства ДОУ, включающая различные аспекты жизнедеятельности ребенка в детском саду и определена ее степень влияния на готовность воспитанников к школе гг.: «Создание системы дополнительного образования в ДОУ в контексте федеральных государственных требований»
Инновационный продукт – авторская комплексная программа дополнительного образования «Маленький горожанин», 2013г. Рецензенты: Думчева А. Г. – кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии ГБОУ ДПО СПбАППО; Царева Н. П. – кандидат педагогических наук, доцент кафедры развития дополнительного образования детей ГАОУ ДПО «ЛОИРО» Научный руководитель: кандидат педагогических наук, Мостова О.Н., доцент кафедры психологии и педагогики детства ГАОУ ДПО «ЛОИРО»
Нормативно – правовая база реализации программы Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации» ст. 2, ст.12 п.2,4, ст.14. СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА 2011–2020 гг. «Петербургская Школа 2020» см. раздел 4 пункты 4.2 и (п.п.2,4) направление «Дошкольник» Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (рег. Минюст России от 08 февраля 2010 г. N 16299) Проект Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГЛАВНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО САНИТАРНОГО ВРАЧА РФ ОТ 22 ИЮЛЯ 2010 Г. N 91 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ САНПИН «САНИТАРНО- ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСТРОЙСТВУ, СОДЕРЖАНИЮ И ОРГАНИЗАЦИИ РЕЖИМА РАБОТЫ В ДОШКОЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ» ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ: КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ (РГПУ – 2005Г.)
1. Программа «Маленький горожанин» реализуется на основе интегративного подхода в ознакомлении дошкольников с культурой и традициями Санкт-Петербурга. 2.В качестве основной формы работы принимается совместная деятельность педагогов, детей и родителей в студиях разной направленности. Ключевые положения
1.Программа предполагает интегративный подход к решению задач введения дошкольников в культурное пространство Санкт-Петербурга, оказывая влияние не только на познавательно-речевое, но и на социально- личностное, художественно-творческое, физическое, эстетическое развитие детей. 2.Содержание дополнительного образования интегрируется с содержание общего образования в соответствии с Федеральными государственными требованиями. НОВИЗНА продукта
Структура программы 1.Пояснительная записка. 2.Учебно-тематический план по разделам программы. 3.Содержание разделов программы. 4.Мониторинг результативности освоения разделов программы «Маленький горожанин». 5.Методические рекомендации для каждого из разделов программы на основании опыта работы педагогов. 6.Описание опыта работы по теме «Система работы по интеграции основного и дополнительного образования посредством традиций детского сада».
Принципы построения программы краеведческий; рассмотрения понятия «здоровья» как многомерного явления, включающего в себя компоненты: духовно-нравственный, физический, социальный; учет возрастных особенностей дошкольников; использование здоровьесберегающих технологий; развитие ребенка как субъекта деятельности и общения; актуализация личностно ориентированного подхода в образовательном процессе; интеграция основного и дополнительного образования; организация деятельности детей по освоению содержания программы с помощью разнообразных форм культурно – досуговой деятельности дошкольника. краеведческий; рассмотрения понятия «здоровья» как многомерного явления, включающего в себя компоненты: духовно-нравственный, физический, социальный; учет возрастных особенностей дошкольников; использование здоровьесберегающих технологий; развитие ребенка как субъекта деятельности и общения; актуализация личностно ориентированного подхода в образовательном процессе; интеграция основного и дополнительного образования; организация деятельности детей по освоению содержания программы с помощью разнообразных форм культурно – досуговой деятельности дошкольника.
1.Формирование здоровьесберегающей компетентности ребенка; 2.Обогащение духовного и социально-нравственного опыта детей в поле петербургской культуры; 3.Освоение детьми культуры деятельности (интеллектуальной, творческой, двигательной, коммуникативной); 4.Развитие детской самостоятельности в освоении культуры Петербурга. 5.Формирование основ гражданской идентичности, воспитание интереса и любви к родному городу, представления о том, что значит «быть горожанином».
Интеллектуальное развитие детей студия развивающих игр «Знайка». Интеллектуальное развитие детей студия развивающих игр «Знайка». Введение в петербургскую культуру: студия петербурговедения «Любимый город». Оздоровление детей и освоение культуры движений: студия ритмопластики «Дождинки». Оздоровление детей и освоение культуры движений: студия ритмопластики «Дождинки». Рукотворное преобразование окружающей среды: студия ручного труда «Зонтик». Развитие театрального и музыкального творчества: студия театрализованной деятельности «Петербургские воробьи» Программа реализует педагогическую технологию целостного развития ребенка – дошкольника как субъекта специфических видов детской деятельности.
1.Мы живем в городе. 2.На берегах Невы. 3.Сказочные жители Петербурга. 4.Петербургские сокровища. 5.Знаменитые горожане. 6.Город-труженик. 7.Безопасность в большом городе. 8.Зеленый город
Освоение (раскрытие) темы «Мы живем в городе» в студиях через разные виды детской деятельности Петербурговедение Студия «Любимый город» Развивающие игры студия «Знайка» Игра - конструирование «Строим город» Экскурсии по Петербургу в наших рассказах и сказках. Экскурсия по ул. Белинского Презентация «Архитектура города» Дидактическая игра «Азбука Светофорыча» - знакомство с видами переходов, закрепление правил безопасного поведения на улицах города, виды светофоров их назначение. Рисование на тему «Любимая игра на улице»
Театрализованная деятельность студия «Петербургские воробьи» Ручной труд Студия «Зонтик» Ритмопластика студия «Дождинки» Я-актёр. Театральные этюды на городскую тематику; Изготовление коллажей: петербургская мостовая; Подготовка эскизов к вышивке решетки наб. Фонтанки Движение по улице - музыкально-ритмическая композиция «Марш-салют». Осенние ритмы музыкально-ритмические композиции «Жаворонок», «Зонтики», музыкально- подвижная игра «Дождь- дирижёр».
Концентрический принцип построения программы на примере темы «Мы живем в городе» студия петербурговедения Первый год обучения (5-6 лет)Второй год обучения (6-7 лет) 1.«Дома в городе» Рассматривание – сравнение: дом городской, сельский. Актуализация знаний детей: назначение домов - жилые дома, детские сады, школы, магазины, больницы, храмы, театры, музеи и т.д. Адрес дома, в котором живем. Виды домов. Материал, из которого строят дома, цвет домов. 2.«Улицы города». Улица, переулок, проспект, площадь, набережная. Правила поведения на улице. 3.Игра-занятие «Строим город» (составление сценок, обучение рассказыванию). Экскурсии по теме: 1.Экскурсия по ул. Белинского. 2. Экскурсия по набережной Фонтанки. 3.Прогулка в Михайловский сад (Осень в городе) 4.Экскурсия в Этнографический музей (музейная педагогика). 1.«Живой город» - пластический этюд «образ города» (сравнительно с сельской местности), что окружает нас в городе. 2.«Дома такие разные» - актуализация опыта детей – беседа «Адрес дома, в котором живем, адрес детского сада». Проблемная ситуация «Зачем нужен адрес?». Рассказ «История появления адресов». Рассуждение «Почему необходимо знать свой домашний адрес?» Виды домов. Назначение домов. Материал, из которого строят дома, этапы строительства домов. Понятие «архитектор», виды строительных специальностей. Как и почему дома болеют; кто и как их «лечит». Бережное отношение к домам. 3.«Улицы, проспекты, площади города». Понятия: улица, переулок, проспект, площадь, набережная. Части улицы: тротуар, проезжая часть. Правила поведения на улице. Переход улицы с односторонним, двухсторонним движением, в районе перекрестка. Виды переходных переходов. Роль постового в регулировании дорожного движения. Что влияет на загрязнение воздуха в городе? 4.«Отправляемся на прогулку». Экскурсии по теме: 1.Экскурсия по ул. Белинского. 2. Экскурсия по набережной Фонтанки. 3.Прогулка в Михайловский сад (Золотая осень в городе) 4.Экскурсия в Русский музей (Обзорная: что такое музей искусства).
В работе с детьми используются различные виды развивающих игр. У ребёнка формируются такие качества личности, которые делают его активным субъектом познания окружающего мира и взаимодействия с людьми.
Работа в студии строится с учётом интегративного подхода. Учитываются знания детей об окружающем мире, используется экспериментальная деятельность, коммуникативные игры, продуктивная деятельность.
Театральная студияПрезентация студии- показ спектаклей для родителей и детей детского сада Развитие театрального и музыкального творчества
Оздоровление детей и освоение культуры движений Цель: приобщение детей к хореографии, развитие художественного вкуса, воспитание естественной двигательной реакции через восприятие и переживание музыки, формирование коммуникативных качеств.
Рукотворное преобразование окружающего мира - знакомство детей с ремеслами и народным творчеством, овладение техникой этих ремесел. Представление результатов на выставках детского Творчества.
СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ИНТЕГРАЦИИ ОБЩЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ТРАДИЦИЙ ДЕТСКОГО САДА ИДЕИ. Детский сад посещают маленькие горожане - каждая возрастная группа имеет свой статус (свое название, девиз, эмблему, традиции), отражающий особенности и интересы детей каждого возраста Традиции объединяют всех участников образовательного процесса: педагогов, воспитанников и их родителей. Интегрируют работу по основной и дополнительной программе
Традиции: «День именинника» - разнообразные формы празднования дней рождения детей. «Мы праздник встретим вместе» - подготовка и участие в общих праздничных мероприятиях. «Город улыбнись» - наведение порядка в группе, детском саду, на площадке. «Я – горожанин» - ознакомление с родным городом. Вывод: Объединение педагогов, детей и родителей всех возрастных групп общей идеей помогают каждому ребенку максимально раскрыть свою индивидуальность, свои способности, почувствовать причастность к жизни не только группы, сада, но и города, страны, а также создать атмосферу тепла и доброты в детском саду.
Результаты опроса воспитанников старшего дошкольного возраста (5-7 лет) «Мои занятия во второй половине дня» Цель: исследование эмоционального отношения детей к занятиям в студиях. Знаковая оценка Вывод: сохраняется стабильно высокий интерес к занятиям в рамках ДО
Эмоциональная оценка (носит ориентировочный характер)
Мониторинг – исследование социального заказа Вывод: высокая степень потребности в организации дополнительного образования в условиях детского сада.
Удовлетворенность родителей ДО Вывод: стабильно высокая степень удовлетворенности организацией и содержанием дополнительного образования (в среднем 4,8 баллов из 5б);
План обучения педагогов в рамках реализации программы ПЕДСОВЕТЫ: 1.«Организация образовательного процесса с позиции здоровьесбережения» (включен вопрос - «технологии здоровьесберегающего сопровождения в опыте работы педагогов ДО») 2.«Формирование целостных представлений детей о предметах и явлениях окружающей жизни через интеграцию образовательных областей» (включен вопрос – «интеграция основного и дополнительного образования на уровне задач, содержания, форм работы») 3.Презентация авторской программы дополнительного образования «Маленький горожанин» (принцип комплексно-тематического планирования). 4.Педагогическая мастерская «От разнообразия форм к качеству образования» СЕМИНАРЫ-ПРАКТИКУМЫ: 1.Проектирование развивающей среды групп современного детского сада. 2.Эффективные технологии сотрудничества с родителями в практике социально – делового и психолого – педагогического партнерства. 3.Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста, как метод формирования интегративных качеств дошкольника. 4.Формирование компетентностной позиции педагога. 5.Реализация комплексно – тематического принципа планирования основного и дополнительного образования. 6.Использование здоровьесберегающих технологий по обучению дошкольников здоровому образу жизни. Педагогический проект «Маленькие жители большого города» Открытые просмотры: Открытая работа студий по программе «Маленький горожанин» (участие родителей, воспитателей в совместной деятельности педагог – дети). Анкетирование Изучение потенциала педагога в инновационной деятельности
Эффекты, достигаемые при использовании инновационного продукта 1.Программа способствует гармоничному всестороннему развитию детей, формированию их социального, нравственного и физического здоровья, общекультурному развитию в пространстве Санкт-Петербурга. 2.Наблюдается рост числа педагогов дополнительно повысивших квалификацию по интересующим их направлениям. 3.Повышается активность педагогов в распространении собственного опыта работы (участие в конкурсах, мастер-классах, публикации в печатных и электронных изданиях). 4.Создана система работы по интеграции основного и дополнительного образования посредством традиций в ДОУ. 5.Повышается качества работы с семьей (разнообразие форм и направлений сотрудничества). 6.Наблюдается рост качества дополнительного и основного образования.