Проектирование современного урока Составитель: Киселева Наталья Витальевна, кандидат культурологии, методист МОУ ГЦРО, г. Ярославль
«Великая цель образования - это не знания, а действия» Гербер Спенсер
ИСТОРИК ФИЛОЛОГ БИОЛОГ МАТЕМАТИК ГЕОГРАФ ХИМИК «В началке учили не тому, что я хочу!»
Разностильные учебники Методики обучения Приемы воспитания
7 ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Предметные опыт получения, преобразования и применения системы предмет- ных знаний Метапредметные универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные ) Личностные ценностно-смысловые установки личностной позиции, основы гражданской идентичности. СТРУКТУРЕ РЕЗУЛЬТАТАМ освоения основной образовательной программы УСЛОВИЯМ реализации ФГОС – это требования к …
Методологической основой формирования УУД является системно-деятельностный подход
ФГОС ООП, п. I Системно-деятельностный подход обеспечивает: формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Деятельностный подход Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева и др. Деятельностный подход Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева и др. Системный подход Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов Системный подход Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов «... о развивающем обучении и воспитании можно вести речь только в русле того или иного конкретного понимания деятельности (то есть опираясь на конкретную и разветвленную ее теорию)». В.В. Давыдов Системно- деятельностный подход
УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ это деятельность ученика, связанная, с одной стороны, с освоением культурных ценностей общества (предметных и надпредметных знаний, умений и навыков), - с другой – с формированием способностей к самоизменению и рефлексии, обеспечивающих адекватное самоопределение и успешную самореализацию человека в жизни.
1. Приобретение первичного опыта и мотивация. 2. Получение теоретических знаний о новом способе (алгоритме) действия. 3. Тренинг в применении установленного алгоритма, уточнение связей, самоконтроль и коррекция. 4. Контроль. Этапы формирования умения
Пробное действие Затруд- нение Мотивация КИ П цель проект Рефлексивный метод Само- оценка Реали- зация проекта Само- контроль Структура учебной деятельности, исходя из методологической версии теории деятельности (Л.Г. Петерсон)
СТРУКТУРА урока «Изучение НОВОЙ ТЕМЫ» 1.Учитель проверяет д/з. Ученики пересказывают части параграфа, выполняют задания, чаще репродуктивные 3.Учитель объясняет ученикам новую тему. Ученики слушают и записывают 4.Ученики повторяют, как поняли тему; задания по аналогии Контроль и ОЦЕНИВАНИЕ Использование ТЕКСТА 1. Учитель объявляет отметки за пересказ и (или) задания. 2. В конце урока учитель по совокупности работы объявляет ученикам: «Тебе – 5, тебе – 3 и т.д.» Иногда с кратким комментарием 1. Д/з – прочитать изученный параграф для подготовки пересказа, ответа на вопросы 2. Иногда – отдельные тексты читаются в классе 2.Учитель объявляет новую тему. Иногда называет план урока, редко – формулирует цель Оценивать свои и чужие поступки, стремиться к созидательной деятельности Добывать, преобразовывать и представлять информацию Доносить свою позицию, понимать других, договариваться, делать что- то сообща Организовывать свои дела: ставить цель, планировать, получать и оценивать результат
технология ПРОБЛЕМНОГО ДИАЛОГА 1.Учитель создает проблемную ситуацию, а ученики формулируют проблему (цель) урока 3.Учитель предлагает ученикам диалог, задания. Ученики открывают новые знания, находят решение. 4.Ученики применя- ют новые знания в задачах примене- ния технология ОЦЕНИВАНИЯ технол. ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ 1. Оцениваем решение конкретных задач (заданий) 2. Ученик сам оценивает себя: -Какая была цель? Справился? Правильно? Сам? Отметка? 3-7. Каждое задание по таблицам умений, уровням успешности и пр. 1. До чтения – прогнозирование. 2. Во время чтения – задаем вопросы к тексту, ищем ответы в нем, проникаем в смысл, в подтекст. 3. После чтения – анализируем и самостоятельно трактуем информацию 2.Учитель и ученики вспоминают то, что уже известно по проблеме и определяют пути решения, поиска нового Оценивать свои и чужие поступки, стремиться к созидательной деятельности Добывать, преобразовывать и представлять информацию Доносить свою позицию, понимать других, договариваться, делать что-то сообща
Сущность деятельностной теории учения 1. Конечной целью обучения является формирование способа деятельности. 2. Способ деятельности может быть сформирован только в результате деятельности, которую, если она специально организуется, называют учебной деятельностью. 3. Механизмом обучения является не передача знаний, а управление учебной деятельностью.
Урок истории Урок географии Урок этики
Обновление урока Формулировка и решение на уроке дидактических задач, направленных на формирование УУД. Комплексный подход к планированию результатов урока. Обновление форм организации учебных занятий. Смещение приоритетов при выборе организационных форм обучения с фронтальных на групповые, парные, индивидуальные. Выбор в качестве ведущих деятельностного, исследовательского, проблемно-поискового методов обучения. Систематическое использование технологий.
компетентность, связанная с областью управления системой «учитель-ученик», которая предполагает владение управленческими технологиями: анализом ресурсов, проектированием целей, планированием, организацией и оцениванием результатов образовательного процесса компетентность в сфере медиа-технологий и дидактического оснащения образовательного процесса, предполагающая практическое владение методиками, приемами, технологиями, в том числе технологиями медиа-образования, развивающими и социализирующими учащихся средствами предмета Ведущие компетентности уч ителя
Технологическая карта урока – обобщенно- графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления индивидуальных методов работы. Проект урока – это представленный учителем план проведения урока с возможной корректировкой (заложенной изначально вариативностью урока).
Технологическая карта урока Цели для ученикаЦели для учителя Тип урокаФорма урока Опорные понятия, терминыНовые понятия Объекты контроляФормы контроля Домашнее задание к урокуДомашнее задание после урока
Составляющие технологической карты Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика Инструментарий учителя Дидактическое оснащение Планируемые результаты Результат совместной деятельности
Критерии оценки качества урока. Требования к уроку 1. Чёткость целеполагания и мотивация обучающихся к учебной деятельности 2. Соответствие типа, формы и содержания урока поставленным целям 3. Оптимальность структуры урока 4. Разнообразие форм учебной деятельности 5. Адекватность выбранных форм, методов и приёмов 6. Особенность дидактического оснащения урока 7. Направленность заданий на развитие УУД 8. Разнообразие форм контроля результатов обучения 9. Оценка результата совместной деятельности учителя и учеников. 10. Деятельность учителя по созданию и поддержанию психологического комфорта на уроке
1. Деятельность учителя по целеполаганию и мотивации учащихся к учебной деятельности Учитель применяет разные приемы мотивации на результат и на деятельность. Учитель грамотно формулирует цели для учащихся в соответствии с возрастными особенностями школьников.
2. Тип, форма и содержание урока Содержание учебного материала соответствует требованиям обязательного минимума, целям и ведущим идеям урока. Содержание представлено ученикам в виде разнообразных источников: справочников, энциклопедий, компьютерных программ. Содержание соответствует типу урока, поставленным целям для ученика и раскрытию предметных, метапредметных и личностных целей урока для учителя.
3.Структура урока Учитель выбирает и реализует структуру урока, оптимальную для этого контингента детей и поставленных учебных задач. Выражена логическая связь этапов урока. Четко завершается каждый этап урока и производится постановка задач на следующий этап.
4. Деятельность учащихся по достижению учебных целей Применяются разнообразные формы учебной деятельности учащихся (групповая, индивидуальная, фронтальная) Учитывается уровень развития личностных возможностей учащегося, включая формирование его рефлексивного мышления и собственного мнения. Проверяется уровень достижения поставленных учебных целей
5.Инструментарий учителя Используемые учителем технологии, методы и приёмы эффективны для достижения результатов взаимодействия на каждом этапе урока. Выбранные формы, методы и приёмы способствуют формированию и развитию УУД.
6. Дидактическое оснащение урока Дидактическое оснащение урока отличается разнообразием заданий различного типа, вида и формы. На уроке учителем используются различные источники информации Формы работы с ТСО на уроке выбраны с учетом их целесообразности, а время, отведенное на эту работу – оптимально. Оценка качества урока должна производиться с учетом целесообразности ТСО. Если на уроке не были использованы ТСО, но задачи урока решены, и учитель может объяснить, почему не были использованы эти ресурсы, то учителю выставляется высший балл
7. Формирование и развитие УУД Уровень сложности заданий, направленных на формирование и развитие УУД, оптимален. Учитель использовал задания, направленные на формирование и развитие разных УУД: - личностных, - познавательных, - коммуникативных, - регулятивных.
8.Организация контроля результатов обучения На этапе проверки д/з используются приемы, позволяющие оценить как индивидуальный, так и общий уровень обученности. При организации контроля результатов обучения используются разные формы контроля.
9.Результативность совместной деятельности по достижению целей Высокий уровень достижения поставленных целей урока. Формы представления результата совместной деятельности разнообразны: проект, план, тезис, аннотация, тест, контрольное упражнение и т.д. Проводилась самооценка (рефлексия) деятельности учащихся по итогам урока.
10. Стиль общения Учитель использует коммуникативно целесообразный стиль общения, поддерживает психологический комфорт на уроке при общении с каждым учеником.
Уровни реализации выделенных критериев качества урока Требования к уроку 2 – требование выполнено на оптимальном уровне 1 – есть резервы или недостатки при выполнении требований 0 – требование практически не выполнено
Требование к уроку Оценка качества 2 – требование выполнено; 1 – есть резерв; 0 – практически не выполнено Деятельность учителя по целеполаганию и мотивации учащихся к учебной деятельности Тип, форма и содержание урока Структура урока Деятельность учащихся по достижению учебных целей Инструментарий учителя Дидактическое оснащение урока Формирование и развитие УУД Организация контроля результатов обучения Результативность совместной деятельности по достижению учебных целей Стиль общения Сумма баллов
Оценка качества урока Качество урока: сумма баллов Х 100% : % - оптимальный уровень; 84 – 60 % - допустимый уровень; 59 – 50 % - критический уровень; менее 50 % - недопустимый уровень.
Источники Киселева Н.В., Синотина Е.В. Новые профессиональные задачи учителя [Текст] // Учебный год. – с. 27 – 36 Киселева Н.В., Синотина Е.В. Проектирование и анализ современного урока русского языка [Текст] // Русский язык в школе, – 8. – С school2100.ruschool2100.ru
Спасибо за внимание. Творческих успехов