Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 21 Город Рыбинск Межведомственный семинар «Профилактика участия несовершеннолетних в неформальных молодежных объединениях асоциальной направленности» (в рамках реализации ОЦП «Профилактика правонарушений в Ярославской области на годы» г.
Страницы проектной истории ПериодУровень. Тема. Тема РЭП по теме «Создание модели школы жизненного и профессионального самоопределения школьников как фактора профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» МИП по теме «Создание системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в ОУ на основе социального партнерства» РЭП по теме «Создание модели школьного общественного объединения, направленного на формирование гражданско-правовой компетентности участников ОП» ОШ департамента образования администрации городского округа город Рыбинск по теме «Формирование гражданско-правовой компетентности участников ОП как средство преодоления правового нигилизма» ЭП учреждения РАО «Институт семьи и воспитания» по теме «Cоциально- педагогическое сопровождение развития субъектности ребенка в дополнительном образовании детей» МИП по теме «Влияние совместного проектирования методической деятельности педагога и руководителя в формировании новой организационной культуры образовательного учреждения»
Школьное общественное объединение «Гражданин.RU» Целевые группы учащиеся школы; педагоги; родители учащихся; социальные партнеры школы. Базовые идеи реализации программы деятельности сочетание традиций и инноваций; единство процессов обучения и воспитания; гражданственность и патриотизм как выражение особой роли в самоопределении молодежи, формирование способности делать ответственный нравственный выбор; развитие активной жизненной позиции участников образовательного процесса как условие субъектности; социальное партнерство, предполагающее обеспечение системности, преемственности и взаимовлияния всех субъектов школьного образовательного пространства; демократизация школьной жизни.
Принципы социально-педагогической деятельности (по М.И.Рожкову) принцип центрирования:личность каждого молодого человека уникальна в своем социальном становлении, способна самостоятельно сделать свой социальный и экзистенциальный выбор; принцип персонификации: выбор задач и средств сопровождения, адекватных социальной ситуации каждого человека; принцип конвенциальности: решение задач социально- педагогической деятельности ограничено соглашением на ее осуществление, основой которого являются потребности молодежи; принцип оптимистической стратегии : субъекты социально- педагогической деятельности являются носителями позитивного социального опыта и верят в позитивное развитие молодых людей; принцип социального закаливания : включение воспитанников в ситуации, которые требуют волевого усилия для преодоления негативного воздействия социума, овладение определенными способами этого преодоления, адекватных индивидуальным особенностям человека, формирования социального иммунитета, стрессоустойчивости, рефлексивной позиции.
Цель и задачи программы Цель: формирование гражданско-правовой компетентности участников образовательного процесса Задачи: Увеличить спектр способов взаимодействия участников образовательного процесса по повышению уровня правовой грамотности Способствовать включенности участников образовательного процесса в решение вопросов реализации прав и исполнения обязанностей субъектами школьного образовательного и социального пространства Повысить уровень правовой культуры участников образовательного процесса
Основные направления деятельности ШОО «Гражданин.RU» 1.Общественная экспертиза соблюдения прав участников образовательного процесса Цель: создание условий для формирования правового самосознания участников образовательного процесса Задачи: организовать информационную поддержку в области правового образования; воспитывать уважение к праву через личный опыт участия в решении правовых вопросов; приобщить участников образовательного процесса к обсуждению социальных, нравственных проблем общества через участие в дискуссиях
2.Создание условий для организации свободного времени школьников Цель: создание условий для приобретения школьниками личного опыта решения вопросов социального взаимодействия Задачи: развивать социально-значимые качества личности; включать школьников в творческую деятельность; «выращивать» лидеров; организовывать свободное время школьников
3.Организация социального партнерства субъектов образовательного пространства Цель: формирование навыков социального взаимодействия через организацию взаимосвязи и взаимозависимости усилий детей и взрослых Задачи: вовлекать детей и взрослых в реальные социально-значимые отношения; способствовать формированию социальной и коммуникативной компетентности субъектов образовательного пространства
4.Определение функций и границ ответственности между семьей, образовательным учреждением и обществом Цель: определение роли семьи, школы, общества в формировании гражданско-правовой компетентности учащихся Задачи: способствовать формированию потребность в познании гражданско-правовых основ общества; развивать умения ориентироваться в окружающем социуме, в случае необходимости находить помощников в решении возникающих проблем; способствовать формированию гражданской и социальной ответственности за себя
5. Развитие межведомственного взаимодействия Цель: создание условий для социального и гражданского самоопределения личности Задачи: способствовать развитию форм сотрудничества школы с учреждениями и организациями с целью повышения уровня правовой грамотности участников образовательного процесса; вовлекать родителей учащихся, бывших выпускников школы – специалистов в области права в образовательную деятельность
Ожидаемые результаты реализации программы расширено поле возможностей для участия школьников, их родителей и педагогов в процессах демократизации школьной жизни; педагоги школы овладели и активно используют в образовательном процессе социально-ориентированные и информационно-коммуникационные технологии; разработан механизм правового регулирования отношений субъектов в рамках школьного образовательного и социального пространства; школьное общественное объединение - координатор деятельности школы по формированию гражданско- правовой компетентности участников образовательного процесса
Мониторинг деятельности по реализации программы Основные оцениваемые составляющие компонентов: соответствие содержания деятельности ШОО требованиям нормативно-правовых документов (нормативно-правовое обеспечение); развитие воспитательного потенциала образовательного учреждения (научно-методическое обеспечение); наличие методических ресурсов для реализации Программы (научно-методическое обеспечение); компетентность педагогических кадров и привлеченных специалистов в вопросах формирования гражданско- правовой компетентности участников образовательного процесса (кадровое обеспечение); адекватность и эффективность системы управления реализацией Программы ее целям и задачам (управление реализацией Программы).
Методическое обеспечение программы Модель школы жизненного и профессионального самоопределения школьников как фактора профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних с описанием (2007 г.) Программа поддержки ребенка в образовательном учреждении (2006 г.); Модель с описанием и Программа деятельности воспитательной структуры «Родительский университет», направленного на корректировку родительской позиции взрослых и детей (2007 г.); Диагностические программы по жизненному и профессиональному самоопределению школьников (соавторство, 2008 г.); Пакет материалов по проведению конкурса сетевых проектов и программ «Школа по правилам» (2008 г.);
Программа инвариантного модуля «Социально-педагогические условия формирования гражданско-правовой компетентности участников образовательного процесса» в рамках ДПО педагогов (2008 г.); Программа «Школа лидеров» (2009 г.); Учебно-методические материалы в рамках ДПО по теме «Социально – педагогические условия формирования гражданско – правовой компетентности участников образовательного процесса» (2009 г.); Методические рекомендации «Формирование опыта правового поведения учащихся» (2010 г.); Комплект материалов «Правовой практикум для взрослых»: тематические буклеты, брошюра для проведения тренинговых занятий, образовательная программа, методические рекомендации (2009 г.). Система работы школы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и формирование гражданско-правовой компетентности участников образовательного процесса (описание) (2010 г.)
Модель школьного общественного объединения «Гражданин.RU» Конференция ШОО Вход Диагностика уровня сформированности ГПК участников образовательного процесса Сформированность ГПК Педагоги: ГПК в области образ. школьников Родители: ГПК в области образования детей Учащиеся: готовность к выполнению социальных ролей Выход 1 уровень: мотивационный 2 уровень: когнитивный 3 уровень: технологический 4 уровень: компетентностный Нормативно- правовая база ОУ Воспитательная структура «Родительский университет» Институты гражданского общества Социальное партнерство Программы межкультурного обмена Программа деятельности ШОО Школьный совет профилактики Целевое взаимодействие членов профессионального сообщества
ФГОС: планируемые результаты Начальное ОООсновное ОО Личностные формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
Социально-правовая культура личности – важный фактор построения гражданского общества Воспитательные стратегии Личностные установки Превентивные практики Альтернативная деятельность