Анкетирование образовательного учреждения по уровню информатизации 1 Третьякова Елена Львовна эксперт НФПК, 2013г.
Цели выполнения работы Оценить уровень информатизации школ в регионе Помочь школьным командам разработать свою программу информатизации школы (ПИШ) Дать инструмент методистам для содержательной работы с членами школьных команд
Проекты Какова возможная структура ПИШ? Цель: Создание условий для формирования конкурентоспособного, социально адаптированного выпускника. Задачи: Повышение ИКТ- компетентности всех участников образовательного процесса. Создание условий для активного развития творческих способностей учащихся. Управление школой на основе внедрения средств ИКТ. Проект 2 Мой друг и помощник компьютер Проект 3 Сквозь тернии к звёздам Проект 4 Информаци я и управление Ожидаемый результат: 1. Повышение ИКТ-компетентности всех участников образовательного процесса; 2. Развития творческих способностей учащихся; 3. Обеспечение доступности качественных образовательных услуг; 4. Внедрение в управление школой автоматизированных средств управления, создание единого информационного пространства школы. 5. Успешная социализация выпускников. Проект 1 Мечты сбываются Развитие МТБ школы и создание единого информационного пространства.
Паспорт программы информатизации Наименование программы (возможно раздела программы развития ОУ) Может не иметь отдельного названия Цели и задачи программы Основные индикативные показатели программы Сроки реализации программыОпределяется сроками Проекта Исполнители программыШкольная команда Объемы и источники финансированияБюджетные Внебюджетные Ожидаемые конечные результаты и показатели социально-экономической эффективности Система контроля за исполнением- текущий и итоговый анализ реализации проектов; - ежемесячная аналитическая оперативка школьной команды; - отчеты в органы управления образования и методический центр.
Структура Программы информатизации.Проекты Программа – это несколько взаимосвязанных проектов. В отличие от цели программы, цель проекта – гораздо конкретнее, например, это может быть отдельная задача. Проекты выполняются параллельно. Проект ограничен во времени. У программы внешние временные рамки, у проекта длительность определяется содержанием. Проект нацелен, как и вся программа в целом, на достижение конкретного результата. Цель проекта и его результат – взаимосвязанные и отражающие друг друга элементы. Какова возможная структура ПИШ? Одна задача – один проект.
Методист – школе. Ход практикума по разработке ПИШ 1.Разделиться на 5-6 групп по 7-10 человек. 2.Каждая группа получает одно из описаний реальной ситуации в ОУ.описаний реальной ситуации 3.Группа знакомится с назначенным ей описанием реальной ситуации. 4.Группа соотносит описание с номером кластера, готовит небольшое устное, а лучше подкрепленное презентацией экспертное заключение по поводу описания. То есть отвечает на вопросы:номером кластера Достаточно ли описание для сопоставления его с описанием кластера? Какие положительные приемы описания есть в предложенном тексте? Какие моменты требуют более подробного раскрытия? 5.Познакомиться с описанием рекомендуемых переходов для данного кластера, к которому отнесена ОУ.рекомендуемых переходов 6.Сформулировать возможные цели, задачи, ожидаемые результаты для ОУ с учетом рекомендуемых переходов. 7.Заполнить паспорт ПИШ для заданного описания.паспорт ПИШ 8.Оформить работу группы в виде презентации. 9.Представить презентацию на пленаре, раскрыв следующие вопросы: Каковы стартовые возможности ОУ? (с учетом отнесения к кластеру) Каковы возможные переходы для данного ОУ? Какой переход рекомендуется группой и почему? Какова цель, задачи и предполагаемые результаты ПИШ?
7 КритерийРезультат анализа Наличие/ полнота содержания паспорта программы Наличие/ полнота информационной справки о школе Наличие анализа состояния школы/ полнота и структурированность выделения проблем, обоснованность их значимости в анализе состояния школы Наличие концепции будущего состояния школы/ понятность, исходя из концепции, идеи (способа решения) проблем, определенных в ходе анализа состояния школы Наличие/ достаточная проработка общей стратегии программы в определении этапов перехода от прежней школы к измененной, и формулировании желаемых результатов на каждом этапе, оценке наличия необходимых ресурсов. Наличие первого этапа реализации программы и его целей. Спрогнозированность на первом этапе реализации программы изменений в результатах образования Наличие плана действий на период/ четкость плана действий на период, наличие ответственностей за выполнение того или иного действия. Использование информатизации как средства решения задач развития Отражение материальной части программы (бюджет), ее ресурсов, которые соответствуют задачам и без которых задача не будет решена Соответствие притязаний и полномочий, ресурсов Наличие продуманной системы стимулирования и работы с мотивацией всех участников образовательного процесса Схема анализа текстов программ информатизации
Реализация проекта предполагает : проведение обучающего семинара для школ - участников проекта по процедуре анкетирования, с пояснениями целей и задач проводимого обследования; проведение анкетирования образовательных учреждений (ОУ) по матрице информатизации с использованием разработанной программы обработки данных в дистанционном режиме; проведение анализа полученных в результате анкетирования данных; цикличный ход проекта (повторение анкетирования через 2 года)
План-график участия образовательных учреждений МО в проведении анкетирования по обследованию уровня информатизации п/п Наименование мероприятияДата мероприятия 1.Назначение ответственных за проведение анкетирования на муниципальном уровне сентября 2.Подготовка списков образовательных учреждений, участвующих в анкетировании 20 сентября 3.Проведение установочного семинара по заполнению анкеты информатизации для ответственных от муниципалитетов и образовательных учреждений 25 октября 4.Назначение ответственных за проведение анкетирования и разработку программ информатизации в образовательных учреждениях (создание «школьных команд») 26сентября -1 октября 5.Проведение муниципальных установочных семинаров по заполнению анкеты информатизации для ответственных от образовательных учреждений («школьных команд»).Получение образовательными учреждениями учетных записей. 26сентября -1 октября 6.Заполнение анкеты образовательными учреждениямиДо 5 октября 7.Корректировка заполненных анкет До 7 октября 8.Получение образовательными учреждениями результатов анкетирования, в том числе возможных переходов состояния уровня информатизации и типовых программ информатизации До 10 октября 9.Разработка образовательными учреждениями программы информатизации ноябрь 9.
Разделы анкеты информатизации школы (59 вопросов) Раздел I.Общие сведения о школе Раздел II.Аппаратная среда школы Раздел III.Локальная сеть Раздел IV.Поддержка использования ИКТ в школе Раздел V.Цифровые образовательные ресурсы Раздел VI.Программно-аппаратные комплексы Раздел VII.Компетентность педагогов в области использования ИКТ в учебном процессе Раздел VIII.Учебная работа учащихся Раздел IX.Педагогические практики Раздел X.Методическая практика Раздел XI.Организация учебного процесса
Сервер для анализа уровня информатизации 11 matrix.ntf.ru Наличие четкой инструкции Удобный интерфейс Возможность постоянно пользоваться виртуальным кабинетом Результаты обследования для всех участников проекта
Виртуальный кабинет школы. Заполненная анкета школы. Результат анкетирования для школы: В виртуальном кабинете школа может увидеть: заполненную анкету по годам, номер и описание кластера, типовую программу информатизации перехода на новый кластер, уровень. Возможность распечатать заполненную анкету; Мониторинг – повторное анкетирование – формирование и сохранение истории информатизации школы в виртуальном кабинете. Самооценка развития школы. Формирование Школьной команды - сплоченность коллектива вокруг общей цели – развитие информатизации в ОУ. Для анализа анкет применялся автоматический метод обработки данных на основе кластерной модели и статистики.
Виртуальный кабинет школы. Результат анкетирования. Описание группы школ, к которым отнесена данная школа по уровню информатизации. Список рекомендованных переходов для повышения уровня информатизации. Типовая программа информатизации для осуществления рекомендованного перехода. Ссылки на образовательные ресурсы
Пять уровней информатизации школы. 1. Начальный уровень 2. Уровень становления 3. Уровень развития 4. Уровень трансформации 5. Уровень широкого применения ИКТ 6. Уровень Цифровой школы 14
Уровни информатизации в школах РТ состоят из подгрупп (кластеров) Рис.1 Распределение 12 кластеров по пяти уровням информатизации на основе сбора данных в РТ 2010 года уровень 2 уровень3 уровень4 уровень5 уровень
Условные названия двенадцати групп (кластеров), на которые распределились все школы 1.«Школы, в которых работают над созданием условий для дальнейшего развития» 2. «Школы начального этапа информатизации» 3. «Школы с неиспользованными возможностями» 4. «Школы начального этапа информатизации с повышенным техническим оснащением» 5. «Школы развитых вариативных форм учебной работы» 6. «Школы развитых вариативных форм учебной работы при высоком уровне доступа к сети Интернет и активном использовании проектных методик» 7. «Школы с высоким развитием цифровой образовательной среды» 8. «Школы высокого уровня вариативных форм учебной работы и развития цифровой образовательной среды» 9. «Школы, работающие в ИКТ-насыщенной образовательной среде» 10. «Школы, использующие Интернет» 11. «Школы с ИКТ компетентной администрацией и развитой цифровой образовательной средой» 12. «Школы, которые активно используют ИКТ и Интернет в педагогической практике»
Распределения школ Нурлатского района по кластерам
Количество школ в кластерах уровень низший 2 уровень3 уровень4 уровень5 уровень высший Управленческие решения на уровне МОиН Управленческие решения на уровне МО УО Управленческие решения на уровне ОУ
Организационная схема в заимодействия Центр обработки данных Организация обследования Сбор и обработка данных Подготовка типовых решений, поддержка школ I этапII этапIII этап РЦИМК- ИМЦ Орган управления образованием Использование материалов Центра обработки данных Разработка программ информатизации ОУ Заполнение анкет школы
Заключение. Индивидуальный подход к развитию школы. Проведенное анкетирование позволяет каждому образовательному учреждению создать наиболее близкий для него набор решений для построения/обновления программы развития/информатизации школы. Школы могут найти на сайте поддержки ( ссылки в Интернет на сайты школ, где можно познакомиться с близким для них опытом работы коллег.
Управление процессом информатизации школы, муниципалитета, региона. Работа по созданию и реализации программ развития образовательных учреждений может сделать процесс информатизации образовательных учреждений управляемым и прогнозируемым, создаст условия для перехода на целевое финансирование программ развития школ. Осуществление мониторинга уровня развития отдельного образовательного учреждения, муниципалитетов и региона в целом.
Что получили ШК? Анализ ситуации в ОУ по вопросам информатизации. Истории информатизации фокусных школ – обобщенный опыт школ. Методические материалы по отдельным вопросам информатизации. Возможность эффективного обмена опытом. Типовые программы информатизации для каждой группы школ, находящихся на одном уровне.
Что могут ШК? Создать эффективную среднесрочную (на учебный год) *ПИШ с прогнозируемым результатом Оценить эффективность ПИШ ОУ и спланировать следующие шаги *ПИШ – программа информатизации школы
Какие возможности получают руководители образования? Прогнозирование на конец учебного года новой конфигурации пространства информатизации. Корректировка региональных программ информатизации на базе анализа среднесрочных ПИШ ОУ с учетом полученного аналитического Отчета. Анализ эффективности использования вложенных средств в информатизацию. Системное планирование внутри- и межрегионального обмена опытом. Эффективное контролирование выполнения среднесрочных ПИШ ОУ. Планирование адресной поддержки школе для выполнения Программы информатизации.
Рисунок. Распределение школ Региона по уровням информатизации за 2010,2012,2013 гг. (%). 25
Аналитическая записка Раздел 1. ИКТ и школа ИКТ-инфраструктура и её поддержка ИКТ - управление школой и процессом информатизации ИКТ и информационная открытость школы ИКТ и образовательный процесс Рекомендации по разделу. Раздел 2. ИКТ и учитель. 2.1 «ИКТ и Учитель»: Анализ ситуации. 2.2 Барьеры информатизации или задачи, которые управлению системы образования предстоит решить в самое ближайшее время. 2.3 Эффекты информатизации или те изменения, которые произошли Рекомендации по разделу. Раздел 3. Цифровые образовательные ресурсы. 3.1 Изменения в практике использования ЦОР 3.2 Изменения в практике разработки региональных ЦОР 3.4 Практика инициативных разработок ЦОР учителями 3.3. Рекомендации по разделу. Заключение. 26
27 КОЛЛЕКЦИЯ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ Хранилище коллекции цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), расположено по адресу collection.edu.ruhttp://school- collection.edu.ru В Хранилище находятся ресурсы, закупленные и разработанные в рамках проекта ИСО. На данный момент в коллекции свыше различных ЦОР. Сетевое сообщество педагогов расположено по адресу openclass.ruhttp:// openclass.ru