Адамский А. И., научный руководитель Института проблем образовательной политики "Эврика" Ключевые изменения в школе и управление школой с созданием управляющих советов 1
Ключевая задача модернизации образования - изменение общественных представлений о качестве образования Знания Умения Навыки Урок Линейное расписание Пятибалльная отметка Экзамен Компетенции Разные занятия, события Нелинейное расписание Разные шкалы оценивания Мониторинг, событийное оценивание
Управляющий совет образовательной организации – точка и ситуация изменений общественных представлений о качестве образования Участвуя: -В распределении стимулирующей части ФОТ; -В формировании ООП; -В оценке качества образования (например, общественная аккредитация, ЕГЭ); члены управляющего совета формируют (и позиционируют от себя (не от педагогов и администрации школы) иные представления о качестве образования.
Вызов для образовательной организации: Собственный опыт получения образования формирует у граждан представления о качестве образования. Примеры: 1.Массовые представления о том, что советское образование до сих пор самое лучшее 2.Массовые представления о том, что безотметочное обучение невозможно 3.Массовые представления о том, что вне урока детей ничему научить нельзя
Цели модернизации образования Догнать лидеров Удовлетворить критиков Обеспечить конкурентоспособность Занять население Улучшить жизнь людей 5
История модернизации образования Моисей - исход, закон, новые ценности, текст Иисус - учитель, новые правила, нормы, новые ценности, новая школа Сократ - текст, метод, новые ценности Блаженный Августин, Игнатий Лойола, Ян Амос Коменский - система, учреждение, организация Княгиня Ольга, князь Владимир - новые ценности, грамотность, учреждение, школа - государство 6
История модернизации образования Петр I - первая модернизация образования в России Екатерина Великая - вторая модернизация, создание института образования, системы школ, охранная педагогика самодержавия Ленин, Сталин - третья модернизация образования в России, педагогика социализма Мы накануне четвертой модернизации образования
Модернизация укладов - связь с образованием Модернизация образования: черепаха и Ахиллес. Жизнь меняется: образование догоняет. Пока жизнь менялась медленно - школа НЕ успевала малозаметно Примерно на этапе использования энергии воды, стало ясно, что "гонка образовательного вооружения" проиграна окончательно. До этого была война луддитов – жестокая, но проигранная вчистую. 8
Модернизация укладов - связь с образованием Телефон, радио, автомобиль, самолет, ракета, атомная бомба и компьютер "похоронили" образование как институт "подготовки к жизни" Время предельных изменений (жизненного цикла инноваций), стало намного меньше времени изменений (жизненного цикла) образовательных программ и институтов.
Технологические уклады и образовательные институты При всем желании создавать новое, в нас должно быть, по блестящему выражению Ф. Хайека, смирение перед процессами, "которые превосходят своей мощью индивидуальный разум". Индустриальный уклад Информационный уклад 10
Влияние и эффекты образования Влияние образования на изменения жизни - снижается Влияние образования на качество жизни людей - снижается Качество дошкольного образования все меньше влияет на здоровье и социализацию ребенка Качество общего образования влияет меньше, чем неформальные, несистемные, дополнительные формы образования 11
Влияние и эффекты образования Качество профобразования становится менее значимым, чем внутри фирма подготовка и повышение квалификации Индустриальные институты и формы образования (учреждения, организации типа фабрик и заводов, войсковых подразделений и тюремных укладов, административных контор) - не гибкие, не не восприимчивые. Развитие поэлементно в них невозможно, а тотально - приводит к слому всей конструкции. Отсюда бытующее представление о модернизации, как о разрушении системы образования.
Человек - институт образования Человек становится институтом образования. Иначе он не сможет набрать ресурс социализации, самореализоваться, развить задатки и способности, сформировать необходимые для этого компетенции. Для этого ему нужны навыки конструирования своей образовательной программы, умение учиться учиться, помощь в поиске той деятельности, того способа социализации и самореализации, который максимально соответствует способностям и наклонностям. Его особенностям, специфике, тому, что отличает его от других. Это и есть новый стандарт образования. 13