Механизмы реализации воспитательной компоненты в системе образования Нижегородской области С.А.Фадеева зав. кафедрой теории и практики воспитания и дополнительного образования ГБОУ ДПО НИРО, доктор педагогических наук
Воспитательная составляющая в системе образования Воспитательная система Воспитательная система Воспитывающая среда Воспитывающая среда Воспитательный потенциал обучения Воспитательный потенциал обучения Воспитательная деятельность Воспитательная деятельность Воспитание в системе образования – неотъемлемая составляющая общего социокультурного пространства РФ
Основные направления реализации Программы ВК Нормативно-правовое направление Организационно-управленческое направление Кадровое направление Информационное направление Мониторинговое направление Финансовое направление Материально-техническое направление
Каковы основные механизмы реализации воспитательной составляющей в системе образования?
ФГОС общего образования
1.Преемственность ценностей и целей воспитания (фундаментальное ядро содержания образования) 2.Требования к личностным результатам на уроке и во внеурочной деятельности 3.Программа воспитания как обязательный компонент основной образовательной программы 4.Модель организации внеурочной деятельности школьников 5.Интеграция общего и дополнительного образования
Партнерство с родителями
ФЗ «Об образовании в РФ» (ст. 44) 1.Родители (законные представители) …имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами 2.…образовательные организации оказываю помощь родителям (законным представителям) … в воспитании детей
Партнёрство с родителями Мероприятия по повышению уровня компетентности родительской общественности в вопросах воспитания и взаимодействия с образовательными организациями в проведении воспитательной деятельности (родительские комитеты, советы родительской общественности, школы ответственного родительства, школы молодой семьи и пр.)
Субъектная активность современных детей
Социальные и культурные практики Деятельная помощь ветеранам, пожилым людям, инвалидам, детским домам и т.п. Непосредственное участие в наведении чистоты и благоустройстве улиц, скверов, парков, лесов, водоемов и прочих социальных и природных объектов Поисковая деятельность Деятельное участие в восстановлении памятников истории и культуры Участие в фольклорных, этнографических, краеведческих экспедициях Оказание деятельной шефской помощи малышам Участие в делах экологической, патриотической, правозащитной, миротворческой и иной гуманитарной направленности
Методическая поддержка педагогов
Уровни методической поддержки педагогов Образовательные организации Методические службы НИРО
Кафедра теории и практики воспитания и дополнительного образования (ГБОУ ДПО НИРО) Свыше 6000 курируемых специалистов (свыше 1000 – ежегодно повышают квалификацию) Свыше 60 учебных модулей, образовательных программ Образовательная программа профессиональной переподготовки «Педагогика дополнительного образования» Создание Проектно - консалтингового Центра воспитательных систем
Межведомственное взаимодействие всех субъектов воспитания
Межведомственное взаимодействие Взаимодействие системы образования и культуры Кооперирование общего образования с внешней средой Развитие воспитательного потенциала общего и дополнительного образования Внедрение новых моделей социального партнерства Интеграция усилий всех социальных институтов во взглядах на воспитание как условие развития общества посредством построения воспитательного пространства
Оценка качества воспитания (мониторинг воспитания)
Мониторинг воспитания Мониторинг эффективности реализуемых воспитательных программ Мониторинг ресурсного обеспечения воспитания в образовательных организациях Экспертиза качества воспитательной деятельности Мониторинг воспитательных результатов Одно из основных направлений реализации Программы
Ожидаемые результаты Программы Результаты личностных воспитательно- образовательных достижений учащихся Результаты деятельности педагогических кадров систем общего и дополнительного образования детей Результаты деятельности образовательных организаций общего и дополнительного образования детей Результаты межведомственного взаимодействия систем общего и дополнительного образования с государственными и общественными институтами
Основные механизмы реализации воспитательной составляющей в системе образования ДетиДети Педагоги ФГОСФГОС РодителиРодители
Воспитание совершается на каждом квадратном метре нашей земли. Задача-максимум для воспитателя – овладеть средствами влияния, которые были бы настолько универсальными и могучими, что, когда воспитанник встретит любые вредные влияния, даже самые мощные, они бы нивелировались педагогическим влиянием. (А.С.Макаренко)
Кафедра теории и практики воспитания и дополнительного образования ГБОУ ДПО НИРО 8 (831) Н. Новгород, ул. Невзоровых, 29