Школьная газета, посвященная 75-летию Иркутского района Холмы, перелески, Луга и поля Родная, зелёная Наша земля… Орган издания: МОУ ИРМО «Карлукская СОШ» д. Карлук Иркутского района, Иркутской области
Раздел 1. ЛЮБЛЮ ТЕБЯ, МОЙ КРАЙ РОДНОЙ Есть у меня и моей подруги Полины в лесу заветная поляна. Любим мы ее и осенью в золотом уборе опавшей листвы, и ранней весной в ситцевом наряде ароматных первоцветов. Однажды на велосипедах мы поехали посмотреть на только что распустившиеся подснежники. А когда подошли к нашей поляне, ахнули! Старшеклассники весело рвали хрупкие цветы с корнем. Мы попытались остановить их. В ответ– насмешки, угрозы. Охапки нежных подснежников полетели нам под ноги. Казалось, кошмар этот не кончится никогда. И тогда я встала на колени, подняла разбросанные цветы и… поцеловала их. Старшеклассники замерли, притихли. Постояли, молча, и ушли. А я заплакала. Жаль было нашу поляну, и подснежники, и ребят, глухих к красоте. Так закончилась эта история. Подснежники до сих пор стоят у меня на окне. Они уже засохли. Но я их не выбрасываю: пусть те ребята задумаются. Так хочется, чтобы красота нашего родного края не уходила из нашей жизни. Чтобы она была во всем. Вокруг и внутри нас. Пискун Вера, 7 класс Природа – богатство нашей страны, нашего родного края. Давайте вместе оберегать и защищать ее! Птицы – это один из ярких видов природы. У нас в деревне Карлук достаточно много видов птиц: воробьи, голуби, сороки, вороны, а из лесных представителей - тетерева, глухари, перепелки, утки и много других птиц можно встретить в нашей местности. Чтобы оберегать эти прекрасные создания, учащиеся нашей школы делают много домиков для птиц и развешивают их по территории школьного двора. В школе ежегодно проводится акция «Помоги зимующим птицам!». Ребята подкармливают птиц и ведут наблюдение за ними. Очень приятно видеть, когда я иду утром по аллее школы, дружных птичек, поедающих корм из кормушек. Это синички, воробьи, а недавно кто-то из ребят наблюдал за снегирями. Зима-это самое суровое время года и именно в этот период нужно заботиться о наших пернатых друзьях: кормить, не истреблять птиц и призывать всех ребят защищать их. Некоторые дети, особенно младших классов, уничтожают птиц ради забавы, но мы, старшие, должны это предотвратить, объясняя им, какую пользу и красоту приносят нам эти дивные существа. Лесная птица, например, дятел, уничтожает вредных насекомых, тем самым предотвращает гибель многих растений. А вы задумывались о том, какова была бы жизнь на земле без птиц? Почти каждый воспитанный человек любит наблюдать за птицами, восхищаться их полетом, движением, повадками. Я призываю всех своих школьных друзей, одноклассников, жителей всего нашего родного края действовать вместе, сохраняя и оберегая наших птиц, и тогда мы добьемся желаемого результата. Лопатина Лада, 9 класс. Сохраним богатство нашего края «Малая Родина»… Крепкие нити связывают жизнь человека с нею. Ибо детские впечатления, пожалуй, самые неодолимые, сильные. Вот почему, где бы ни был человек, он мысленно возвращается в свой дом. А чтобы научиться гордиться и уважать прошлое своей земли, нужно, прежде всего, хорошо его знать. Наша деревня Карлук расположена в живописной местности недалеко от Иркутска, рядом с селами Урик и Грановщина. Он окружен горами, поросшими сорняками и березами. Первое упоминание о деревни Карлук можно отнести к 1701г. он нанесен на карте знаменитого сибирского картографа С.У. Ремезова «История Сибирская и чертежная книга Сибири». На карте есть обозначения Карлука, но скорее всего речь идет о реке, которая здесь когда-то протекала. Карлук возник первоначально возник как заимка села Урик. По историческим данным Карлук был основан в 1825 г. Агеем Федоровичем Граниным, выходцем из села Урик. Сначала здесь стоял один дом, а когда у Агея Федоровича появились дети и внуки, деревня стала постепенно расти. Появились другие переселенцы. Это было время, когда огромное влияние на все стороны жизни стало оказывать строительство Сибирской железной дороги. Жители Карлука выращивали пшеницу, рожь, ячмень, овес. Выращивали много крупно рогатого скота и лошадей. Зерно крестьяне увозили после сбора урожая в г. Иркутск, сдавали налог. Карлук была маленькая, ничем не отличающаяся от других, глухая сибирская деревенька. К началу XXвека Россия оставалась страной с низким уровнем образования. Неграмотность населения составляла 76%. Увеличение средств на образование началось только после гг. История моего села в истории моей Родины Потребности развития образования вынудили правительство преступить к реорганизации образования. С 1900 по 1913гг. число учащихся выросло в два раза. «Огонек грамотности в Сибири долго горел и не разгорался под семейными кровами», - писал историк П.А. Соловцов. Грамотных людей было немного, они учились не в школах, а у отдельных грамотеев. Чем больше заселялась и осваивалась Сибирь, тем сильнее испытывалась нужда в грамотных людях для хозяйственных, административных и других целей. Эти нужды уже не могло удовлетворить домашнее обучение, возникла необходимость в школах. Со слов карлукского сторожила Василия Ивановича Дадькина, в нашей деревне в 1910 году была открыта церковно-приходская школа от Уриковской церкви. Двое зажиточных братьев Беляевых пожертвовали на школу свой старый дом, доставшийся им от отца в наследство. В школе было всего три класса и одна учительница, один раз в неделю приезжал батюшка преподавать закон Божий. Дети читали по слогам, учились по одной книжке, решали задачки про купцов. Учителя в школе часто менялись, иногда дети совсем не учились, так как их некому было учить. Такого начало Карлукской школьной истории. Первое здание не сохранилось, но люди помнят то место, где оно было. Начало XX века ознаменовалось новыми событиями в истории – чередой революций, а затем и гражданской войны. Заветная поляна Цветочные поляны окрестности д. Карлук
В то время, как в Иркутске укреплялась власть, на восток двигались остатки колчаковской армии. Часть армии, по воспоминаниям старожилов, двигались и через деревню Карлук. Победивший, под руководством большевиков, рабочий класс приступил к налаживанию своей власти и организации хозяйственной жизни. В 20-х годах в стране была объявлена компания по ликвидации безграмотности. В соседней деревне Урик открылась семилетняя школа рабоче- крестьянской молодежи, первая изба-читальня. По словам старожилов в Карлук приехала молодая учительница Ольга Васильевна. Школа работала в две смены. Утром занимались дети, а после обеда взрослые. В 1929 году в деревне Карлук был организован колхоз имени Чапаева. Григорий Васильевич Беляев стал его первым председателем. Карлук в это время в буквальном смысле этого слова пошел в гору. Из болотистой низины, где после дождя стояла непролазная грязь, деревня стала взбираться на склоны холма, где находится, по сей день. Положение в колхозе было сложное, отсутствовали правильные севообороты, недоставало кормов для скота, условия труда тоже были достаточно тяжелыми. Колхозники трудились на полях, выращивали картофель, капусту, свеклу, использовался в основном ручной труд, техники катастрофически не хватало. Почти вся продукция по низким заготовительным и закупочным ценам уходила государству. Колхозная система не показала особых преимуществ по сравнению с индивидуальным крестьянским хозяйством. В 1941 году мирный труд карлукчан и всего советского народа был нарушен в связи с началом Великой Отечественной войны. Вместе со всеми советским народом начали борьбу трудящиеся Иркутского района и нашей деревни. Многие из них, ушедшие защищать свою Родину, не вернулись в родные места. В Карлук с войны не вернулось 20 человек. Жители деревни чтят память односельчан, погибших в боях за независимость Родины. В 1970 году в деревне был возведен памятник погибшим героям. Ученики школы ухаживают за ним, в День победы несут вахту памяти, возле памятника проходят митинги, встречи с ветеранами. Победа, одержанная советским народом в Великой Отечественной войне, создала условия для дальнейшего развития страны. В пятидесятые годы в стране развернулось широкое строительство. В нашей деревне началось строительство птицефабрики «Иркутская», которая была создана на базе 8-го отделения совхоза «Ангарский». С января 1961 года стала благополучно действовать птицефабрика, директором которой стал Михаил Иванович Тюрнев. Птицефабрика располагала земельными угодьями площадью в 1300га. Сеяли зерновые, садили картофель. Собираемый урожай шёл на корм птице. Жилищного фонда не было. Имелось только пять двухквартирных дома. Поселок рос. Назревал вопрос о строительстве новых домов, новой школы. Одновременно с производственными корпусами росли дома для рабочих. Было построено двухэтажное общежитие, трехэтажное, а затем и четырехэтажные здания. Паровое отопление, газ прочно вошли в быт жителей нашего села. Ярким светом электрических ламп стали освещать его улицы. В 1965 году новая школа гостеприимно распахнуло свои двери своим ученикам. Первым директором школы была Кушнир Валентина Михайловна, а первыми учителями – Копылова Валентина Ксенофонтовна, Богомякова Галина Владимировна, Борисова Галина Николаевна. Школа и ее ученики установили дружеские отношения с коллективом птицефабрики. На ее средства в 1984 году был сделан пристрой к школе - школа из восьмилетней стала средней общеобразовательной. В 1975 году в школу пришел новый директор Степанов Валерий Матвеевич – незаурядная личность, талантливый педагог и организатор. Он проработал в Карлукской школе 15 лети, оставил в памяти своих учеников незабываемые воспоминания. Карлукская школа имела много заслуг и наград. Радикальные изменения в поселке, как и во всей стране начались в последнее десятилетие XX века. Личность Генерального секретаря УК КПСС Михаила Сергеевича Горбачева, живого, общительного была популярна среди жителей. Люди ждали перемен, а идеи гласности и нового политического мнения, воплотившиеся в освещении запретных ранее тем, вызвали рост политической активности населения г. Иркутский облисполком издал решение 471 «… об образовании Карлукского сельского совета» г. состоялись выборы в сельский Совет, а г. прошла первая сессия Совета. На ней был избран исполнительный комитет, председатель, заместитель председателя и постоянные комиссии. Большие изменения в экономической области начались после августовских событий к частной посредством выкупа или передачи имущества государственных предприятий трудовым коллектива, отдельным гражданам с одновременным переводом их в акционерные, коллективные и частные предприятия. Ломка организационных форм проводилась стихийно, с большими трудностями. В деревне Карлук птицефабрика была преобразована в Акционерное общество закрытого типа. Предприятие оказалось убыточным. Все это привело к резкому падению производства. Кульминацией кризиса предприятия стал 2003 год, когда птицефабрика заявила о банкротстве. Безработица, рост цен на продукты питания, товары первой необходимости ухудшили материальное положение людей. К этому еще добавилась несвоевременная выплата заработной платы. Учителя Карлукской средней школы с середины девяностых годов все активнее участвовали в митингах, акциях протеста как регионального, так и общероссийского масштаба. Они требовали не только своевременной выплаты заработной платы, но и обновления материальной базы школ, приобретения учебников для учащихся. В настоящее время большинство жителей поселка работают в г. Иркутске, в летнее – осенний период, на полях фермеров Иркутского района. И все же наша деревня живет, не смотря на все пережитые трудности. Растет количество людей, приезжающих на постоянное место жительства в деревню – привлекает близость к областному центру. Появляются мелкие частные предприятия: магазины, пилорама. В 2004 году на месте старого сгоревшего клуба построен новый. В нем проводятся различные культурно-массовые мероприятия для жителей деревни и молодежи. Центром культуры деревни по-прежнему остается Карлукская средняя школа. С 1990 года её руководителем стала Стрежнева Любовь Григорьевна. В нашей школе очень теплая дружеская обстановка, работают различные детские объединения, кружки и спортивные секции. На базе нашей школы часто проводятся конференции, семинары, олимпиады для учителей и учащихся Иркутского района. Школа является одной из лучших школ района, в 2005 году заняла первое место в районном конкурсе в номинации «Школа успеха». Бабенко Полина, 9 класс
«Сохраним леса Прибайкалья!» - под таким девизом вот уже несколько лет в Иркутском районе проходит экологическая акция. Учащиеся всего Иркутского района принимают активное участие в этом мероприятии, и школьники Карлукской школы не исключение. В течение пяти лет карлукские ребята чистят берег Байкала, пропалывают кедровую поросль, участвуют в шествиях и экологических конкурсах: рисунков, рисунков на асфальте, выпускают листовки, в которых призывают местное население к бережному отношению к «зеленым» друзьям. Немало сделано юными друзьями природы в деле пропаганды экологических знаний и умений среди населения Иркутского района, но ещё больше предстоит сделать. Удачи вам, юные экологи, пусть леса Прибайкалья всегда будут зелёными! Бабенко Полина, 9 класс Раздел 2. ПРИРОДА И МЫ Я - за новые энергосберегающие технологии! Я ученик обычной деревенской школы. Мне очень нравиться моя школа, мой класс. Вместе с ребятами мы играем, отдыхаем, участвуем в различных конкурсах. Без нас не прошла в школе и экологическая акция, посвященная международному Дню энергосбережения. Весь мой класс принял участие в этом мероприятии. Мы рисовали тематические листовки, делали поделки. Бесследно не прошел урок «Школа энергосбережения». Здесь мы обсуждали темы технологий энерго и ресурсосбережения, выбрали в классе энергоаудитора, который ежедневно следит, чтобы вовремя были выключены все ненужные на уроках электроприборы. Придя домой, после школы, я настойчиво продолжил акцию по энергосбережению. Родителям еще раз напомнил и доказал, что лучше использовать энергосберегающие лампочки; хорошо утеплить окна и дверь, чтобы тепло сохранялось в нашей квартире; своевременно выключать электроприборы – чайник, телевизор, компьютер и, даже зарядное устройство для телефона. В результате я понял, что если каждый из нас будет использовать энергосберегающие технологии, начиная с использования энергосберегающей лампы, то меня, моих родных и друзей ждет хорошее будущее. И никакого конца света не будет… Хотелось бы, чтобы каждый из нас, каждый день произносил слова, как хорошее правило: «Я, за энергосберегающие технологии». Желанкин Никита, 5 класс Отшумели новогодние праздники, отгрохотали фейерверки и на улицах то тут, то там лежат никому не нужные лесные красавицы- елки, сосны. Из года в год продолжается разговор об этом. Мы все любим этот замечательный праздник - Новый год. И хорошо знаем, что пахнет он хвоёй, мандаринами… Но почему-то мало задумываемся о том, чтобы сохранить лесную красавицу в натурально виде, т. е. растущей в лесу радующую нас на протяжении долгих лет. Но нет… многим это не дано - задуматься!!! Они предпочитают для сиюминутного удовольствия срубить елку, сосну и потом выбросить на помойку. Идёшь мимо мусорных контейнеров и сердце обливается кровью – сколько срубленных деревьев лежат теперь и сохнут. Несколько дней назад они стояли в домах разукрашенные мишурой, дождём, игрушками, сверкая лампочками и радуя глаз. Дети водили вокруг них хороводы, под ними находили подарки. А теперь, вот они…валяются никому не нужные. Мало кто видит в этом проблему. Многие предпочитают вообще не думать. И всё же есть добрые и умные люди, такие, которым жалко уничтожать наше зелёное богатство! Хорошо, что существуют в нашей стране всевозможные партии и движения в защиту наших лесов. Радует, что не всем безразлична гибель ёлок в этот радостный праздник. Многие защитники призывают ставить в домах искусственное дерево, чтобы сохранить живое. С Новым Годом! Трофимова Мария, 9 класс Вторая жизнь ёлки… Сохраним леса нашего района Детское объединение «Юный эколог», посадка саженцев кедра Молодые ели в окрестном лесу д. Карлук Члены редколлегии газеты «Моя Родина - Иркутский район»: Бабенко П., Федосеева А., Лопатина Л., Пискун В., Мисайлова А., Бельская Д. Фотокорреспонденты: Хамитов Алексей, Коврижных Виктор Руководитель: Пискун Любовь Владимировна, зам директора по ВР
Голосование - это минимальное участие в жизни демократического общества. Чем меньше голосует людей, тем больше общественная политика определяется узкими интересами обособленных групп. Если снижается участие граждан в голосовании, значит, гасятся и добровольные инициативы, так необходимые для жизни здорового общества. Равнодушие и безучастность позволяют государственным чиновникам оставаться некомпетентными и коррумпированными, открывают путь демагогии и авторитарности. Да, нам действительно не всё равно в какой стране нам жить. И мы призываем всех взрослых, всех у кого есть право голоса. Не будьте пассивными, ведь вы в ответе за будущее России. Запомните, если вы за - мир без войн и насилия, счастливое будущее своих детей, повышения уровня жизни; если вы против - проявления терроризма, ухудшения экологии, кризиса в экономике и безработицы - то вы просто обязаны прийти на выборы. Голосуйте за наше благополучное будущее! Федосеева Анастасия, 9 класс Все мы с вами живём в огромной стране, имя которой – Россия. Мы хотим, чтобы ваш выбор был правильным. От правильного выбора зависит, в какой России всем нам жить. Мы обращаемся к истинным гражданам России и говорим : «Нет политической апатии! Нет звонким лозунгам и дешёвым обещаниям!». Мы верим, что наши родители мудрые избиратели, мы уверены, что вы - опора подлинной демократии! Берегите Россию – нет России другой. Берегите её тишину и покой, Это небо и солнце, этот хлеб на столе И родное оконце в позабытом селе… Берегите Россию, без неё нам не жить. Берегите её, чтобы вечно ей быть Нашей правдой и силой, Всею нашей судьбой. Берегите Россию – нет России другой! Мисайлова Анастасия, 10 класс Раздел 4. Выборы - это серьезно Будущее выбираем сами Правильный выбор «Жизнь твоей страны – твоя жизнь! Учись участвовать!» - такой эпиграф был выбран учителем Карлукской школы Е.Н. Бахматовой к познавательному мероприятию для классников – уроку на тему «Выборы». И хотя нынешним школьникам до участия в выборах по возрасту еще кому – год, кому – два, но уже сегодня ведется активная работа по разъяснению будущим избирателям их прав, а также процедуры выборов. На урок были приглашены члены участковой избирательной комиссии при Карлукском МО 257 Е.Д. Петуховой, Н.Н. Корощуповой, Е.Г. Бабенко. Елена Николаевна провела большую подготовительную работу, чтобы понятно и интересно преподнести ребятам информацию. Учитель со знанием дела рассказала школьникам об истории Госдумы России, о цели выборов, о функциях избирательных комиссий, об избирательном праве, о том, как проходит предвыборная агитация и многом другом. О роли в проведении избирательной кампании средств массовой информации рассказала Н.Н. Корощупова, а молодежный лидер района Е.Г. Бабенко призвал ребят реализовать с наступлением совершеннолетия возможность принять участие в судьбе страны, своего родного края. Но самой интересной частью мероприятия стало импровизированное голосование, где ребята предъявили паспорт членам участковых комиссий, получили бюллетени и сделали свой пусть пока ненастоящий, но выбор. В результате голосования победила партия «Зеленых». Некоторым ученикам 11 классов нашей школы уже в следующем году исполнится 18, и они станут полноправными избирателями. Поэтому роль таких уроков для молодежи трудно переоценить. И самым наглядным итогом мероприятия стал выбор ребят: «Я пойду голосовать». Бельская Дарья, 10 класс Наглядно и понятно на фото Хамитов Алексей, кандидат школьного парламента ммммм Выступление президента ШУСа РАМИД Лопатиной Л.
Выборы это: - способ формирования органов государственной власти; - способ наделения полномочиями должностного лица. Выборы осуществляются посредством голосования управомоченных лиц, при условии, что на каждое место в органе государственной власти (должность) могут претендовать два и более кандидата. А как еще можно сформировать органы власти? Другие способы формирования органов власти: - насильственный захват власти (революция, переворот) - наследование власти (при монархической форме правления) Выборы мирный способ разрешения конфликта, который постоянно существует в обществе, где различные группы претендуют на лидерство. Главная идея выборов наиболее полно и достоверно отразить волю народа. Россия строит демократическое государство. Каковы особенности выборов в демократическом обществе? 1. Всеобщность избирательного права: все граждане, достигшие возраста социально-политической дееспособности, независимо от их пола, расы, национальности, социального положения, религиозных и политических убеждений имеют право избирать и быть избранными в органы власти. Возраст социально-политической дееспособности определяется законом и называется так: возрастной ценз. Возрастной ценз для права быть избранным в органы власти 18 лет. Возрастной ценз для права быть избранным Президентом РФ 35 лет (т. е. Президентом РФ может стать человек не моложе 35 лет). Есть другие цензы: Ценз имущественный обладание имуществом (например, нередко кандидат, чтобы быть зарегистрированным, обязан внести имущественный залог); Ценз оседлости избирателем или кандидатом может стать лишь тот, кто прожил в данной местности (стране) не менее установленного законом срока; Ценз гражданства в государственные органы могут избирать и быть избранными лишь граждане этого государства. 2. Альтернатива выбора: наличие двух или более претендентов на власть и состязательность между ними. Нет смысла проводить выборы из одного кандидата. 3. Равные права избирателей: от одинакового количества избирателей избирается одинаковое количество депутатов. 4. Равные права кандидатов: все кандидаты должны иметь одинаковую возможность для выдвижения, агитации, доступа к средствам массовой информации. 5. Соблюдение закона при проведении выборов на всех стадиях. 6. Свобода участия в выборах и свободное волеизъявление избирателей. Никто не знает, за кого голосует конкретный избиратель. Обеспечивается тайна голосования чтобы избежать преследований избирателей со стороны общественных объединений и государственных органов по политическим мотивам. Гражданин имеет право не ходить на выборы тем самым он выражает свое отношение к политическим процессам… Однако что произойдет, если избиратель не придет в день выборов на избирательный участок? Если на избирательный участок придет меньшинство избирателей, не будет точной картины политической жизни в стране; Может победить не та партия (не тот кандидат), программу которой (которого) поддерживает большинство общества, а та, которая сумела за счет партийной дисциплины обеспечить явку своих немногочисленных сторонников на выборы При низкой активности избирателей выборы могут быть признаны несостоявшимися. В этом случае назначаются новые выборы, что значительно увеличивает расходы на организацию избирательного процесса. В Российской Федерации установленный обязательный минимум участия избирателей в голосовании составляет 25% на парламентских выборах и 50% на выборах Президента. Школьник! Какова твоя роль в день Выборов? Утром в день выборов напомни взрослым членам семьи о том, чтобы они не забыли использовать свое право избирать и быть избранным и пришли на избирательный участок. Если они забудут это сделать и не примут участия в голосовании, выборы придется повторить. Будут истрачены для этого большие государственные деньги, а значит, их меньше поступит в социальную сферу, в том числе и в образование… Школьник! Помоги состояться выборам! Школьник! Какова твоя роль в день Выборов? Подсчет голосов – выборы президента школьного парламента РАМИД Инногурация президента школьного парламента РАМИД Выступление президента ШУСа РАМИД Лопатиной Л. Члены редколлегии газеты «Моя Родина - Иркутский район»: Бабенко П., Федосеева А., Лопатина Л., Пискун В., Мисайлова А., Бельская Д. Фотокорреспонденты: Хамитов Алексей, Коврижных Виктор Руководитель: Пискун Любовь Владимировна, зам директора по ВР