1 Международная защита беженцев Мерке, 28 апреля 2010 г. г.Алматы 2012 г.
2 Защита беженцев: международные стандарты и принципы n Каковы полномочия УВКБ ООН? n Какие существуют международные обязательства и стандарты? n Что предусматривает национальное законодательство РК? n Кто такие беженцы? n Какие обязанности по приему беженцев на границе?
3 УВКБ ООН в мире n УВКБ ООН- Управление Верховного Комиссара по делам беженцев Организации Объединенных Наций n Гуманитарная, неполитическая организация, с компетенцией по надзору за исполнению Государствами обязательств по предоставлению защиты беженцам и оказанию им помощи в поиске долгосрочных решений. n Оказывает помощь более 50 млн. беженцев во всем мире n Учреждено в 1951 резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН, действует на основании Устава n Представительство УВКБ ООН в Казахстане было открыто в 1995 г.
4 Международное право n Право в области защиты беженцев - Конвенция 1951 года о статусе беженцев - Протокол 1967 года - Устав УВКБ ООН n Права человека - Конвенции 1966 г. и многие другие инструменты n Гуманитарное право - Женевские Конвенции 1949 г. и Протоколы к ним n Международное уголовное право - Национальная и международная юриспруденция по вопросам природы преступления и стандартов доказательства и доказывания
5 Законодательство РК, регулирующее положение беженцев в Казахстане n Конституция РК Приоритет международных договоров над национальным законодательством «Международные договоры, ратифицированные Республикой, имеют приоритет перед ее законами и применяются непосредственно…» (ст. 4 п. 3 Конституции РК). n Закон «О беженцах» от 4 декабря 2009г. n Правила присвоения, продления, лишения и прекращения статуса беженца от 9 марта 2010 года, 183 Дополнительно: n Закон РК «О миграции населения» 1997г. n Закон РК «О правовом положении иностранцев» 1995г. n Указ 2006 г. «О Комиссии по вопросам гражданства при Президенте РК»
6 Кто такой беженец? n Ст.1 (А) Конвенции о беженцах 1951 года о статусе беженцев и пп.1 ст. 1 Закона РК «О беженцах» определяют, что беженец – это лицо, которое «в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследования по признаку расы, вероисповедания, гражданства/национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, находится вне страны страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений..." n Термин лицо, ищущее убежище был принято для выделения стадий в процедуре определения статуса беженца: лицо «изъявившее желание обратиться за убежищем в Республике Казахстан…» (пп.6 ст.1 Законе РК «О беженцах»)
7 Составляющие определения беженца 1) вне страны страны своей гражданской принадлежности 2) вполне обоснованные опасения 3) преследования 4) признаки: раса, вероисповедание, гражданство/национальность, принадлежность к определенной социальной группе или политические убеждения, 5) не может или не желает пользоваться защитой этой страны
8 Кому не может быть оказана помощь? n Лицам, обладающим правами граждан страны убежища n Беженец, совершивший военное преступление, преступление против мира, преступление против человечности n Беженец, совершивший тяжкое преступление неполитического характера вне страны убежища, до того как он был допущен в страну убежища n Беженец, совершивший деяния противоречащие целям и принципам ООН
9 Обязательства по предоставлению убежища n Любой человек имеет право искать и пользоваться убежищем в других странах от преследования (Статья 14 Всеобщей Декларации Прав Человека) n «обеспечение лиц, ищущих убежище, и беженцев правом на убежище» как один из основных принципов государственной политики РК по вопросам беженцев (ст.4 Закона РК «О беженцах») n Предоставление убежища - миролюбивый и гуманитарный акт.
10 A B
11 Принцип невысылки n Наиболее важный принцип в системе защиты беженца n Закреплен в ряде международных документов: - Конвенция ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (высылка лица запрещена в том случае, если существует риск того, что человек подвергнется пыткам, бесчеловечному и унижающему достоинство обращению и наказанию в стране своего гражданства); - Всеобщая декларация прав человека (Право каждого человека искать убежища и пользоваться им); - Декларация ООН о территориальном убежище. n Ст. 33 Конвенции о статусе беженца: «Договаривающиеся Государства не будут никоим образом высылать или возвращать беженцев на границу страны, где их жизни или свободе угрожает опасность вследствие их расы, религии, гражданства, принадлежности к социальной группе или политических убеждений" n недопущение высылки лиц, ищущих убежище, и беженцев является одним из основных принципов государственной политики РК по вопросам беженцев (п.6 ст.4 Закона РК «О беженцах») n пп.2 п.2 ст. 18 Закона РК «Запрещается возвращать или выдворять лиц, ищущих убежище, и беженцев на границу страны, где их жизни или свободе угрожает опасность по признаку расы, вероисповедания, национальности, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политическим убеждениям "
12 Принцип невысылки (продолжение) n Запрет принудительного возвращения на границу страны, где им угрожает преследование n Запрет остановки беженца на границе Государство обязано предоставить доступ к убежищу (в том числе, как правило, на территорию страны) лицам, ищущим убежища n Применяется до тех пор, пока статус беженца в стране убежища не определен n Незаконный въезд беженцев: Данный принцип запрещает высылать лиц, ищущих убежища, даже в случаях, когда они прибывают на границу нелегально, без соответствующих документов либо вообще без каких- либо документов n «Договаривающиеся государства не будут налагать взысканий на незаконный въезд или незаконное пребывание на их территории на беженцев...при условии, что такие беженцы без промедления сами явятся к властям и предоставят удовлетворительные объяснения своего незаконного въезда или пребывания» (Ст. 31 Конвенции о статусе беженцев)
13 Исключение из принципа невысылки (ст. 33-2) Положение о запрещении высылки не может применяться в силу уважительных причин как угроза безопасности страны, в которой находится лицо, или осужденным вошедшим в силу приговором в соовершении особо тяжкого преступления и представляющим общественную угрозу для страны
14 Международные стандарты в области приема лиц ищущих убежища и беженцев на границе n Прием заявлений на границе сотрудниками пограничных служб или специально предусмотренными для работы с беженцами сотрудниками иммиграционных служб n Передача заявлений уполномоченному органу по рассмотрению заявлений n Лица, ищущие убежище не должны подвергаться задержанию или заключению под стражу
15 Порядок подачи и регистрации ходатайства о присвоении статуса беженца на границе в РК n «При пересечении Государственной границы Республики Казахстан лицо подает письменное ходатайство в пункт миграционного контроля, а в случае отсутствия такого пункта в подразделение пограничной службы. При отсутствии пункта пропуска через Государственную границу Республики Казахстан лицо в случае вынужденного незаконного пересечения Государственной границы должно в течение суток обратиться в уполномоченный орган по миграционной службе.» п. 3 ст. 10 Закона РК «О беженцах» n «В случаях, когда лица, задержанные за незаконный въезд или пребывание на территории Республики Казахстан, изъявляют намерение обратиться с ходатайством о присвоении статуса беженца, компетентные органы извещают уполномоченный орган в течение одного дня с момента задержания. Уполномоченный орган в течение двух дней выясняет обстоятельства их пребывания на территории Республики Казахстан и регистрирует ходатайство о присвоении статуса беженца.» п. 4 ст. 10 Закона РК «О беженцах»
16 Задержание n Беженцы освобождаются от ответственности за незаконный вьезд/пребывание (ст.31(1) Конвенции 1951 г.) n Задержание лиц ищущих убежища и беженцев должно осуществляться только в определенных ситуациях: –Установление/подтверждение личности –Проверка элементов ходатайства о статусе беженца –Дача заведомо ложной или недостоверной информации –Совершение (или подозрение в совершении) правонарушения –Угроза национальной безопасности или общественного порядка
17 Международные стандарты в отношении задержания беженцев n Лицо должно быть информировано о причинах задержания n Предоставление юридической помощи n Предоставление возможности связаться с УВКБ ООН n Особые процедуры в отношении несовершеннолетних и особо уязвимых лиц n Гуманные условия содержания
18 Права беженцев Наиболее важные права: n право на жизнь, свободу и личную безопасность n право на медицинское обслуживание Вытекающие права: n право на жизнь, свободу и личную безопасность, n право на медицинское обслуживание n право на образование n право на труд и предпринимательскую деятельность n право на социальное обеспечение n право на содействие в воссоединении семей, n на свободу мысли, совести и религии, n право на эффективную правовую защиту Общие права человека – наравне со всеми, в том числе n на свободу от пыток, унижающего достоинство обращения
19 Обязанности и ответственность беженцев и лиц ищущих убежище n Каждый беженец имеет обязанности в отношении государства убежища Беженец должен следовать законам и правилам страны убежища, а также мерам предпринятым в поддержку общественного порядка n В случае совершения беженцем правонарушения, несет ответственность наравне с иными лицами, кроме случаев, прямо предусмотренных международным правом (напр. ст.31(1) Конвенции и запрет на высылку)
20 n Комитет миграционной полиции Министерства внутренних дел РК n Государственные комиссии по определению статуса беженца работают на постоянной основе в г. Алматы и г. Шымкенте. Основная функция – прием ходатайств, проводить процедуру определения статуса беженца в Казахстане, документировать и помогать в интеграции беженцев в стране n УВКБ ООН имеет статус наблюдателя в Комиссии и высказывает рекомендации в отношении принимаемых решений n Ожидается создание комиссий во всех других областях Казахстана Уполномоченный орган по вопросам беженцев
21 Спасибо за внимание