Проблема изменения климата, РКИК ООН и Киотский протокол Добролюбова Юлия Эксперт по изменению климата и Киотскому протоколу 31 июля , Москва, 1-й Волконский пер., д.13, стр.2 Тел/факс +7 (495)
1.Наблюдаемые изменения климатической системы 2.Причины и последствия климатических изменений 3.Международные усилия: РКИК ООН и Киотский протокол 4.Механизмы Киотского протокола 5.Реализация Киотского протокола в Российской Федерации 6. Дальнейшие перспективы СОДЕРЖАНИЕ:
1.Наблюдаемые изменения климатической системы
Средняя температура поверхности Земли Средний уровень Мирового океана Снежный покров в Северном полушарии Изменение средней температуры, уровня Мирового Океана и снежного покрова в Северном полушарии с 1850 по 2005 гг., МГЭИК 2007.
Изменение температуры поверхности Земли за гг.,°С/столетие МГЭИК 2007
Другие наблюдаемые явления, связанные с глобальным изменением климата: - таяние ледников в Арктическом регионе; - изменение в распределении осадков, солености океана, направлении и силы ветров; - увеличение случаев возникновения и интенсификация экстремальных погодных явлений: засухи, наводнения, тропические циклоны
Затраты международного сообщества, связанные с экстремальными погодными явлениями, МГЭИК 2001.
температура, зима осадки, лето В другие сезоны изменения менее отчетливы Скорость изменения температуры (град. С / 10 лет) и осадков (% за 10 лет) за последние 50 лет 1,0 0,5 1,
Наблюдаемая и прогнозируемая до 2050 г. интенсивность эрозионных процессов в Кавказском регионе, МГУ 2006.
2.Причины и последствия климатических изменений
Образование «парникового эффекта»
Изменение температуры: результаты моделирования и данные наблюдений МГЭИК 2007
Антропогенное воздействие на атмосферу Земли в Индустриальную эпоху МГЭИК 2001
Связь изменения климата с другими природоохранными вопросами, МГЭИК 2001.
Прогнозы МГЭИК на ближайшее столетие Прогнозируемый рост глобальной температуры поверхности Земли в 21 веке будет наиболее значительным в высоких широтах Северного полушария МГЭИК 2007
Прогнозы МГЭИК на ближайшее столетие Количество осадков с высокой степенью вероятности увеличится в высоких широтах Сократится в субтропиках и тропиках Изменение глобального распределения осадков МГЭИК 2007
Возможные последствия глобального изменения климата: МГЭИК 2007
3.Международные усилия: РКИК ООН и Киотский протокол
Рамочная конвенция ООН об изменении климата (РКИК ООН) Конечная цель: добиться стабилизации концентрации в атмосфере парниковых газов «на таком уровне, который не допускал бы опасного антропогенного воздействия на климатическую систему». Причем, «такой уровень должен быть достигнут в сроки, достаточные для: естественной адаптации экосистем к изменению климата, позволяющее не ставить под угрозу производство продовольствия, обеспечивающие дальнейшее экономическое развитие на устойчивой основе» (Статья 2).
Рамочная конвенция ООН об изменении климата (РКИК ООН) принята в 1992 году Россия ратифицировала в 1994 году 189 Сторон + Европейское сообщество Руководящий орган - Конференция Сторон (КС)
Рамочная конвенция ООН об изменении климата (РКИК ООН) Принцип «общей, но дифференцированной ответственности», учитывающий различные социально-экономические условия стран: Стороны Приложения I – развитые страны и страны с переходной экономикой (в т.ч. Россия) Стороны, не входящие в Приложение I - преимущественно развивающиеся страны
Рамочная конвенция ООН об изменении климата (РКИК ООН) регулярный учет выбросов и абсорбции ПГ принятие мер по адаптации к изменению климата передача технологий проведение систематических наблюдений, научных исследований «мягкие» обязательства для Сторон по снижению выбросов и увеличению абсорбции парниковых газов (ПГ) т.е. рамочный характер соглашения
Киотский протокол принят в 1997 году в г. Киото, Япония вступил в силу в 2005 году (через 90 дней после соблюдения всех условий) 174 Стороны + Европейское сообщество США, Австралия не ратифицировали Протокол Условия для вступления в силу: 1. Ратификация не менее, чем 55 странами (выполнено в 2002 году) 2. На долю Сторон должно приходится не менее 55% общих выбросов CO2 Сторонами, включенными в Приложение I, в 1990 году (выполнено в 2004 году после ратификации Протокола Российской Федерацией)
Киотский протокол накладывает конкретные количественные обязательства на Стороны Приложения I к РКИК по ограничению или сокращению национальных объемов выбросов парниковых газов. Эти обязательства заключаются в суммарном сокращении выбросов в среднем за «первый период действия обязательств» ( гг.), по крайней мере, на 5% по сравнению с уровнем базового 1990 года. Также Киотский протокол предусматривает, что за первым периодом обязательств последует второй, переговоры по которому уже начались в 2005 году.
Киотский протокол Для различных стран количественные ограничения по выбросам ПГ в период гг. отличаются:
Киотский протокол Регулирует 6 парниковых газов: диоксид углерода (CO2), метан (CH4), закись азота (N2O), гидрофторуглероды (ГФУ), перфторуглероды (ПФУ), гексафторид серы (SF6). Вклад парниковых газов в тепловой баланс поверхности Земли, Вт/м 2
Киотский протокол Выполнение Сторонами количественных обязательств посредством осуществления национальной политики и мер по снижению выбросов и увеличению абсорбции ПГ, включая: повышение эффективности использования энергии; содействие внедрению новых технологий; проведение исследовательских работ; разработка и более широкое использование новых и возобновляемых видов энергии; разработка и внедрение технологий поглощения диоксида углерода и др. инновационных экологически безопасных технологий; меры по ограничению и/или сокращению выбросов парниковых газов в транспортном секторе; меры по повышению абсорбции диоксида углерода в лесном хозяйстве и др.
4.Механизмы Киотского протокола
Принцип действия механизмов заключается в том, что климатические эффекты не зависят от места выброса парниковых газов, а парниковые газы в имеющихся в атмосфере концентрациях прямо не вредят здоровью человека. Поэтому каждая Сторона может выполнять часть своих обязательств по снижению выбросов, приобретая с помощью гибких механизмов соответствующие квоты на выбросы в странах, где меры по снижению выбросов обходятся дешевле в силу разных причин. Механизмы Киотского протокола
Торговля квотами (ТК/ET) Статья 17 КП Страна Приложения I имеет право продать «неизрасходованную» квоту на выброс парниковых газов другой стране Приложения I; товар – Единица Установленного Количества (ЕУК - AAU), торговля с 2008 года Проекты совместного осуществления (ПСО/JI) Статья 6 КП Страна Приложения I имеет право профинансировать проекты по сокращению выбросов парниковых газов в других странах Приложения I и получить взамен «единицы сокращения выбросов»;, товар – Единица Сокращенных Выбросов (ЕСВ - ERU), торговля с 2008 года Механизм чистого развития (МЧР/CDM) Статья 12 КП Страна Приложения I имеет право профинансировать проекты по сокращению выбросов парниковых газов в развивающихся странах, не включенных в Приложение I и получить взамен «сертифицированные сокращения выбросов». товар – Сертифицированные Сокращенные Выбросы (ССВ - CER), торговля с 2000 года Механизмы Киотского протокола
Марракешские соглашения «подзаконные акты» Киотского протокола приняты в 2001 г. на КС-7 в г. Марракеш вступили в силу в 2005 г. на КС-11/СС-1 в г.Монреаль содержат требования для участия Сторон в механизмах гибкости, а также принципы и правила их применения
Торговля квотами Принцип действия: если Сторона Приложения I к РКИК перевыполнила свои количественные обязательства по Киотскому протоколу и обладает неиспользованной квотой, то она может продать часть этой национальной квоты другой Стороне этого Приложения. Товар: Единица Установленного Количества (ЕУК/AAU) Начало действия: 2008 год Отдельные компании также могут участвовать в торговле квотами на выброс парниковых газов.
Торговля квотами Европейская система торговли выбросами (ЕСТВ/EU ETS) Региональные схемы торговли выбросами (ReGGIe – Северо-Восточные штаты США) Схемы торговли между компаниями (Партнерство по предотвращению изменения климата между компаниями «Алкан», «Бритиш Петролеум», «ДюПон», «Шелл» и др.) Схемы торговли внутри компаний (ТНК-ВР)
Торговля квотами Европейская система торговли выбросами (ЕСТВ/EU ETS) утверждена Директивой 2003/87/ ЕС; обязательные квоты на выбросы СО2 для 15 тыс. крупных предприятий, в т.ч: - производители тепла и энергии, - нефтеперерабатывающие заводы, - металлургические предприятия, - целлюлозо-бумажные комбинаты. охват – 45% выбросов CO 2 в странах ЕС
Торговля квотами Европейская система торговли выбросами (ЕСТВ/EU ETS) 1-ый этап ( гг.): Пилотный до-Киотский период 5 секторов Относительно мягкие обязательства Штрафные санкции 40 за тСО 2 Возможность использовать сокращения от МЧР 2-ой этап ( гг.): Первый период действия обязательств КП Увеличение количества включенных секторов Более жесткие обязательства (часть национальных) Штрафные санкции 100 за тСО 2 Возможность использовать сокращения от ПСО и МЧР Связь с другими системами торговли 3-ий этап (после 2012 г.)
Механизм чистого развития (МЧР/CDM) Принцип действия: Стороны, включенные в Приложение I к РКИК могут использовать для выполнения своих обязательств по Протоколу «сертифицированные сокращения выбросов» (ССВ), полученные в результате осуществления проектов, направленных на сокращение антропогенных выбросов или увеличение абсорбции ПГ, на территории стран, не включенных в Приложение I (развивающиеся страны). Товар: Сертифицированные сокращения выбросов (ССВ или SER) Начало действия: 2000 год Регулирующий орган:Исполнительный Комитет МЧР МЧР призван способствовать развивающимся странам в обеспечении их устойчивого развития.
Механизм чистого развития (МЧР/CDM) Критерии для проектов МЧР: добровольность участия стран; реальные, измеримые и долгосрочные преимущества проектов; дополнительность полученных сокращений.
Механизм чистого развития (МЧР/CDM) Число зарегистрированных проектов МЧР, ноябрь 2004-май 2007 гг.
Механизм чистого развития (МЧР/CDM) Доля Принимающих Сторон в общем объеме ССВ по проектам МЧР, май 2007 г.
Проекты совместного осуществления (ПСО/JI) Принцип действия: если две Стороны Приложения I к РКИК реализуют совместный проект по снижению выбросов или увеличению поглощения парниковых газов, регистрируют его и проходят все необходимые процедуры проверки (верификации) полученных результатов, то единицы сокращения выбросов (ЕСВ) могут быть переданы от одной Стороны к другой. Товар: Единица сокращения выбросов (ЕСВ или ERU) Начало действия: 2008 год Регулирующий орган: Наблюдательный комитет СО (НКСО/JISC)
Проекты совместного осуществления (ПСО/JI) В случае соответствия Стороны критериям приемлемости КП, юридическое лицо может осуществлять ПСО по упрощенной схеме - Track 1 Предприятия на территории Стороны, включенной в Приложение I, могут разрабатывать ПСО, зачислять, передавать достигнутые ЕСВ предприятиям другой Стороны даже если Сторона не отвечает критериям приемлемости КП - Track 2
Проекты совместного осуществления (ПСО/JI) Ратификация Киотского протокола Определено установленное количество выбросов (квота страны на ) Создан реестр квот на выбросы Track 2 Track 1 Ратификация Киотского протокола Определено установленное количество выбросов (квота страны на ) Создан реестр квот на выбросы Создана система оценки выбросов парниковых газов Проводится ежегодная инвентаризация выбросов парниковых газов (кадастр выбросов) Ежегодная отчетность в органы Киотского протокола Разработана национальная процедура, определяющая порядок разработки и утверждения ПСО
Проекты совместного осуществления (ПСО/JI) Доля стран в ежегодном планируемом объеме выпуска ЕСВ по ПСО, апрель 2007 г.
5. Реализация Киотского протокола в Российской Федерации
Хронология реализации Киотского протокола в России Ратификация КП Россией – 4 ноября 2004 Вступление КП в силу – 16 февраля 2005 Утверждение Правительством Комплексного плана действий по реализации КП в России - 24 февраля 2005 Создание Межведомственной комиссии по вопросам реализации КП – июнь 2005
Основные обязательства России по Киотскому протоколу Количественные: выбросы ПГ в период годы не должны превышать «установленного количества» (Россия – 100% от уровня 1990 года) Институциональные: Национальная система оценки выбросов/ абсорбции ПГ, Кадастр, Национальный реестр установленного количества Реализация национальной политики и мер: 1. Снижение выбросов (энергетика, промышленность, ЖКХ, транспорт и др.) 2. Тарифная и налоговая политика 3. Увеличение абсорбции (леса, СХ) 4. Адаптация экономики к изменениям климата Отчетность представляется в виде: Доклада о расчете установленного количества Национального доклада по кадастру Отчета об очевидном прогрессе в выполнении обязательств Информации об учреждении национального реестра Определение и защита перед мировым сообществом установленного количества
Реализация национальной политики и мер Программа действий Правительства на среднесрочную перспективу ( годы) Энергетическая стратегия России до 2020 г. (к концу 2007 г. планируется публикация новой стратегии до 2030 г.) Металлургия: удельные затраты ТЭР к 2010 г. сократятся на 8-10%, химическая, целлюлозно-бумажная и др. отрасли промышленности: рост показателей эффективности производства до 2010 г. > 5%. Отраслевые стратегии Сокращение нерыночного сектора экономики, реформа технического регулирования, устранение структурных ограничений экономического роста, совершенствование механизмов природопользования Деятельность энергетических компаний РАО «ЕЭС России» - снижение удельного расхода топлива в 2004 г. – 0,6%., ОАО «Газпром» - в гг. экономия ТЭР 13,7 млн. т у.т, сокращение выбросов метана в 2004 г. на 109,1 тыс. т. Развитие возобновляемых источников энергии Увеличение доли энергии, производимой из возобновляемых источников, в энергетическом балансе в 2-3 раза.
Данные по выбросам парниковых газов в Российской Федерации, 2004 г. Четвертое Национальное сообщение РФ, 2006 г.
Потенциал повышения энергоэффективности
Реализация механизмов Киотского протокола в Российской Федерации Ратификация Киотского протокола – ФЗ от 4 ноября 2004 Определено установленное количество выбросов(квота страны на )- Доклад об установленном количестве подан в Секретариат 20 февраля 2007 г. Создан реестр квот на выбросы – распоряжение Правительства от 20 февраля 2006 г. N 215-р, создание - лето 2007 г.
Реализация механизмов Киотского протокола в Российской Федерации Создана система оценки выбросов парниковых газов - приказ Росгидромета от г. 141 Проводится ежегодная инвентаризация выбросов парниковых газов (кадастр выбросов)- 12 октября 2006 подано в Секретариат Четвертое национальное сообщение Ежегодная отчетность в органы Киотского протокола – все документы поданы Разработана национальная процедура, определяющая порядок разработки и утверждения ПСО – Постановление Правительства от 28 мая 2007 г. N 332
Полезные ссылки - официальный сайт РКИК и Киотского протокола; – сайт МГЭИК; - сайт аналитической компании Point Carbon; - раздел сайта РРЭЦ, посвященный проблеме изменения климата; - популярный сайт, посвященный проблеме изменения климата; - сайт Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет).
Благодарю за внимание! , Москва, 1-й Волконский пер., д.13, стр.2 Тел/факс +7 (495)