Концепция гармонизации законодательства Беларуси и ЕС в области перевозок пассажиров (проект «Беларусь и ЕС: делимся опытом») Валентина Леончик, (руководитель проекта) тел (017) , факс +375 (017) г. Минск 10 октября 2013г. 1
Цели проекта Изучение опыта ЕС по формированию транспортной политики и законодательства в сфере пассажирских перевозок Анализ белорусского законодательства и выработка предложений по его развитию и гармонизации с нормами ЕС
Логика построения концепции Европейская транспортная политика: ориентация на комплексную мобильность (2) Международные соглашения и конвенции как инструмент гармонизации (3) Законодательство ЕС и общеевропейские требования в области пассажирских перевозок (4; 5) Характеристика и оценка законодательства Беларуси по европейским стандартам (6; 7) Рекомендации и предложения по развитию белорусского законодательства (8; 9)
Европейская транспортная политика Цель - создание транспортной системы, обеспечивающей высокое качество услуг, их безопасность, а также защиту окружающей среды Приоритеты: комплексная мобильность и интермодальная перевозка пассажиров Инструменты: планы городской мобильности; единые системы управления перевозками пассажиров; интегрированные расписания и билеты; электронные унифицированные документы для перевозчиков.
Международные соглашения и конвенции Инструмент «мягкой» гармонизации законодательства Основа для формирования интегрированной транспортной системы и общего рынка транспортных услуг Механизм внедрения в национальное законодательство единых стандартов, согласованных технологий и правил перевозок Возможность сокращения трансграничных расходов и сроков транспортировки
Общеевропейские требования в области автомобильных перевозок пассажиров Направления: технические характеристики транспортных средств; квалификация персонала; организация рабочего времени; доступ к рынку и профессии, в том числе финансовая устойчивость и незапятнанная репутация Государственная поддержка общественного транспорта Обеспечение добросовестной конкуренции Универсальные права пассажиров
Европейские подходы к развитию общественного транспорта: Национальные органы управления транспортом : устанавливают правовые основы регионального и местного транспортного планирования, готовят рекомендации и методики по разработке планов развития транспорта, контролируют качество их реализации Местные власти: разрабатывают транспортные планы и программы, призванные обеспечить эффективную и интегрированную работу транспорта на подведомственной территории, а также наделяются всеми полномочиями для проведения этих планов в жизнь; Законодательное закрепление необходимости координировать планы развития городского транспорта с планами в сфере градостроительства, землепользования и охраны окружающей среды. передача общественного транспорта под юрисдикцию местных властей; введение системы конкурсных торгов; контроль работы общественного транспорта специальными органами управления, которые находятся в административной и финансовой зависимости от местных властей; разграничение ответственности между государством и регулирующими органами. 7
Характеристика законодательства Беларуси и его оценка в соответствии с европейскими подходами Законодательство в области перевозок пассажиров носит отраслевой характер и не учитывает европейские тенденции в области комплексного управления мобильностью. Развитие получило только законодательство в отношении автомобильных перевозок: его положения в целом соответствуют общеевропейским подходам, однако их реализация на практике затруднена из-за отсутствия соответствующих институциональных реформ. На законодательном уровне не урегулированы финансовые взаимоотношения заказчиков перевозок (местных властей) и перевозчиков, выполняющих перевозки пассажиров в регулярном сообщении.
Система договорных отношений на рынке автомобильных перевозок пассажиров в регулярном сообщении 9
Предложения по совершенствованию белорусского законодательства Присоединение к Соглашению «Интербус» и ряду других международных соглашений и конвенций ЕЭК ООН; Постепенная и целенаправленная ориентация национального транспортного законодательства на комплексное решение проблем городской (региональной) мобильности; Необходимость подготовки проекта Закона «Об организации транспортного обслуживания населения», максимальное использование положений Регламента ЕС 1370/2007 в части контрактации услуг общественного транспорта и механизмов компенсации обоснованных расходов перевозчиков.
Миссия и проекты БСТ Концепция приватизации автомобильног о пассажирского транспорта в Беларуси Контрактаци я в общественно м пассажирском транспорте Развитие сотрудничества между союзами транспортников Беларуси и Молдовы по присоединению к «Smart move» Концепция гармонизации законодательства Беларуси и ЕС в области перевозок пассажиров Подготовка концепции мобильности для г. Новополоцка и рекомендаций для г. Жлобина Разработка рекомендаций по внедрению принципов устойчивой мобильности при подготовке планов городской мобильности Содействие развитию транспорта и его интеграции в европейскую транспортную систему
Спасибо за внимание!