Федеральный закон о контрактной системе: что важно знать и как подготовиться к изменениям. 5 апреля 2013 года был принят Федеральный закон 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее 44-ФЗ), который призван полностью заменить с года ныне действующий закон 94-ФЗ.
Основное отличие: регулирует все этапы проведения закупок, начиная от этапа планирования, заканчивая этапом контроля деятельности государственных и муниципальных заказчиков и их должностных лиц при осуществлении закупок. Основное отличие: регулирует все этапы проведения закупок, начиная от этапа планирования, заканчивая этапом контроля деятельности государственных и муниципальных заказчиков и их должностных лиц при осуществлении закупок.
Главные новшества контрактной системы: Расширен перечень возможных процедур - вводится 11 способов осуществления закупок. Вводится запрет на заключение контракта с единственным поставщиком, если процедура не состоялась. Предусматривается возможность одностороннего расторжения контракта заказчиком (в 2013 году это возможно и по 94-ФЗ). Вместо Официального сайта для размещения заказов вводится новая Единая информационная система в сфере закупок. Сокращаются сроки приёма заявок на электронные аукционы. Станет обязательным (независимо от суммы) внесение обеспечений исполнения контрактов. Причем будет введен реестр банковских гарантий и ограничен перечень банков, чьи банковские гарантии принимаются. Кадровые перестановки у заказчика – появятся контрактные службы и контрактные управляющие. Новые требования к техническому заданию. Государство начнет устанавливать требования к товарам, работам и услугам. Новые требования к участникам закупок.
Основные процессы контрактной системы 1. Планирование осуществляется исходя из мероприятий и утвержденных программ и иных документов, определяющих цели и задачи деятельности, т.е. каждая закупка направлена на достижение определенной цели. 2. Осуществление закупок Выбор контрагента, заключение контракта 3. Исполнение контракта Надлежащее исполнение контракта Подконтрольность действий заказчика и исполнителя 4. Результат по контракту Полное удовлетворение государственных (муниципальных) нужд в запланированном объеме и качестве 5. Мониторинг, контроль, аудит
Планирование по 44-ФЗ состоит из 2 этапов: составление планов закупок (долгосрочное планирование) Основные нововведения: идентификационный код закупки, цель осуществления закупки, наименование и описание объекта закупки, обоснование и нормирование закупки, информация об обязательном общественном обсуждении. составление планов-графиков (на текущий год). Основные нововведения: идентификационный код закупки, способ определения поставщика и обоснование выбора этого способа, информация о банковском сопровождении контракта Планы-графики формируются заказчиками на основании планов закупок.
Планирование по новым правилам будет введено только с 2016 года, планирование на 2014 год и 2015 год нужно будет осуществлять по действующим правилам Приказа Министерства экономического развития РФ и Федерального казначейства от 27 декабря 2011 г. 761/20н «Об утверждении порядка размещения на официальном сайте планов-графиков размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков и формы планов-графиков размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков». ВАЖНО! Планы публикуются на Общероссийском сайте (не путать с оформлением в АС «АЦК-Госзаказ»!).
Осуществление закупок. 1. Определение контрагента - МИНИСТЕРСТВО ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЫ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ. Положение о порядке взаимодействия утверждено постановлением Правительства Иркутской области от 12 августа 2013 года 301-пп («Консультант»). ИЗУЧИТЬ! Способ определения поставщика определяет и обосновывает Заказчик. 2. Заключение контракта, исполнение контракта, оценка результата контракта (отчет о достижении поставленной цели) – ЗАКАЗЧИКИ. Определен ие контрагент а Заключе ние контрак та Исполнен ие контракта Результат по контракту
МЕРОПРИЯТИЯ ПО ИСПОЛНЕНИЮ КОНТРАКТА Приемка товара, работы, услуги (а также их отдельных этапов), предусмотренных контрактом, включая проведение экспертизы. Оплата принятых товаров, работ, услуг. Взаимодействие контрагентов при изменении, расторжении, применении мер ответственности Основное нововведение Обязанность заказчика проводить экспертизу результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта. Проведение экспертизы возможно заказчиком самостоятельно или с привлечением экспертов (экспертных организаций) на основании контрактов. Заказчик в отдельных случаях обязан привлекать экспертов (экспертные организации) к проведению экспертизы в случае, если закупка осуществляется у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе во всех случаях, когда закупки признаны несостоявшимися. По решению заказчика для приемки продукции (этапов контракта) может создаваться приемочная комиссия, которая состоит не менее чем из 5 человек.
Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (44-ФЗ, статья случаев) Один из случаев – закупка до 100 тыс. руб. Новое: Нет понятия одноименности, установлены пределы средств. Обязательные условия закупки. Годовой объем закупок до 100 тыс. рублей не более 5 % размера средств, предусмотренных на все закупки в соответствии с планом-графиком (но не более 50 млн. рублей в год), для образовательных учреждений (до 400 тыс. рублей) не более 50% размера средств, предусмотренных на осуществление закупок в соответствии с планом-графиком (не более 20 млн. рублей в год). Обоснование – документально оформленный отчет о невозможности или нецелесообразности применения других способов. Расчет и обоснование НМЦК (в контракте). Размещение информации о закупке в ЕИС за 5 дней до заключения контракта. Особое внимание обратить учреждениям, закупающим до 100 тыс. руб. на одноименные по 94-ФЗ.
Создание контрактных служб, контрактных управляющих – один из важных моментов в подготовке к работе по 44-ФЗ До года: Заказчики, совокупный годовой объем закупок которых в соответствии с планом-графиком превышает 100 млн. руб., создают контрактные службы (создание специального структурного подразделения не является обязательным). Если совокупный годовой объем закупок не превышает 100 млн. руб. может быть создана контрактная служба или назначено должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта – контрактный управляющий. К функциям и полномочиям контрактных служб (контрактных управляющих) будет относиться обслуживание всего цикла закупок – от планирования до приемки товаров, работ, услуг.
ВАЖНО: работники контрактных служб (контрактные управляющие) должны иметь высшее или дополнительное образование в сфере закупок. В соответствии с ч. 23 ст ФЗ до 2016 года работники контрактных служб (контрактные управляющие) могут подтверждать наличие соответствующего образования документами о переподготовке, повышении квалификации и т. п., полученными по ФЗ 94, далее (до 2016 года) нужно будет переучиться по новой программе.
Особенности закупок для бюджетных учреждений Закупки бюджетных учреждений «раздваиваются»: за счет субсидий – закон 44-ФЗ, а за счет «заработанных» средств (кроме средств ОМС), грантов возможно применение Закона 223-ФЗ (если БУ примет соответствующее положение). 1.Бюджетным учреждениям принять решение о том, будут ли они «выводить» часть закупок из под действия закона 44-ФЗ. 2.Если такое решение будет принято, разработать и утвердить Положение о закупке в соответствии с 223-ФЗ от г. («О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц») 3.Разместить Положение на сайте zakupki.gov.ru до г. (важно!). 4.На автономные учреждения в отдельных случаях распространяется действие 44-ФЗ (закупки за счет средств областного бюджета на осуществление капитальных вложений в объекты государственной собственности области). Выбор контрагента при этом – функция министерства по регулированию контрактной системы.
До конца 2013 года 1.Планирование закупок на 2014 год по действующим в 2013 году правилам. 2.Создание контрактных служб, назначение контрактных управляющих. 3.Обучение сотрудников контрактных служб, контрактных управляющих (если не обучены). 4.Разработка и размещение на ООС Положений о закупках бюджетными учреждениями (если принято решение о работе по 223-ФЗ в отношении средств, полученных от предпринимательской деятельности). 5.Создание материальных запасов на 2014 год в 2013 году.
Спасибо за внимание!