Новые цели требуют новой ТЕХНОЛОГИИ
Новые цели требуют новой ТЕХНОЛОГИИ: учитель не солист, он – дирижёр! Традиционный урок Традиционный урок 1.Проверка д/з учеников учителем 2.Объявление темы учителем 3.Объяснение темы учителем 4.Закрепление знаний учениками Проблемно- диалогический урок Проблемно- диалогический урок учителем учениками 1.Создание проблемной ситуации учителем и формулирование проблемы учениками учениками 2.Актуализация учениками своих знаний учениками 3. Поиск решения проблемы учениками 4.Выражение решения учениками 5.Применение знаний учениками
Методический аппарат каждого урока соответствует проблемно- диалогической технологии Вопросы актуализации Вопросы актуализации Проблема Проблема Основной и дополнительный текст Основной и дополнительный текст Иллюстрации сопровождены комментариями и вопросами Иллюстрации сопровождены комментариями и вопросами Краткие выводы Краткие выводы Традиционные репродуктивные и творческие задания Традиционные репродуктивные и творческие задания
Новые цели требуют новых средств: актуализация вместо пересказа Пересказ + развитие монологической речи + развитие монологической речи – подробная однократная репродукция чужих мыслей – подробная однократная репродукция чужих мыслей Актуализация + многократное повторение важных связей – целостная система знаний + многократное повторение важных связей – целостная система знаний + использование основных знаний без подготовки – залог их прочности + использование основных знаний без подготовки – залог их прочности – хуже развивается монологическая речь – хуже развивается монологическая речь Полный ответДоклады
Как давать полный ответ на продуктивный вопрос? Осмыслить задание (что надо сделать?) Осмыслить задание (что надо сделать?) Найти нужную информацию (текст, рис.) Найти нужную информацию (текст, рис.) Преобразовать информацию в соответствии с заданием (найти причину, выделить главное, дать оценку…) Преобразовать информацию в соответствии с заданием (найти причину, выделить главное, дать оценку…) Сформулировать мысленно ответ, используя слова: «я считаю, что…, потому что, во- первых…, во-вторых…» и т.д. Сформулировать мысленно ответ, используя слова: «я считаю, что…, потому что, во- первых…, во-вторых…» и т.д. Дать полный ответ (рассказ), не рассчитывая на наводящие вопросы учителя Дать полный ответ (рассказ), не рассчитывая на наводящие вопросы учителя
6 Содержание учебного материала по принципу минимакса: Учиться находить нужную информацию – «иголку в стоге сена» МИНИ спрашиваем МАКСИ предлагаем Пытаясь выполнить задания на уровне МАКСИ, ученик начинает «попадать» в свою зону ближайшего развития Каждый может найти в теме то, что интересует лично его, – индивидуальная образовательная траектория Контрольные работы Буклет-Компл= Ин. и Пр
Отбор содержания по МИНИМАКСУ – Традиционный учебникУчебник «Школы 2100» В текстах учебников, помимо обязательного минимума, представлена избыточная информация, способная заинтересовать разные группы учащихся. Широкий перечень заданий с возможностью выбора их характера и уровня сложности. Тексты и задания разделены на обязательные для всех и «для любознательных», «повышенной сложности». ПРЕДОСТЕРЕГАЕМ ОТ ОШИБКИ!!! НЕ ВСЁ, что есть в учебнике, нужно прочитать, запомнить или выполнить! Необходимо научиться выбирать главное и интересное!
8 ГОС.СТАНДАРТ 2004 г.: «…ориентации образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на РАЗВИТИЕ его личности» Как меняются требования к результату? Для справки психологи: Развитие – формирование в процессе взаимодействия с миром способностей и функций, воспроизводящих человеческие качества. Развитие – интеллектуальное Развитие – личностное Развитие - социальное КАК ПОЛУЧИТЬ НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ? Традиционный взгляд: Основная задача школы – дать хорошие прочные ЗНАНИЯ Какой требовался результат? ФГОС 2009–2012 гг. «Смена образовательной парадигмы (цели). Вместо передачи суммы знаний – РАЗВИТИЕ личности учащегося на основе освоения способов деятельности» В чем принципиально изменились требования к результату?
тел Сайт Образовательной системы «Школа 2100»
« Урок – это зеркало общей и « Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора. эрудиции» показатель его кругозора. эрудиции» В.А. Сухомлинский В.А. Сухомлинский