Обособление определений и приложений «Знаки препинания служат нотами при чтении». А.П.Чехов
Прав ли был А.П.Чехов, утверждая, что знаки препинания, являющиеся средством оформления письменной речи, служат нотами при чтении? Размышляем!
Задачи урока: 1.Повторить и систематизировать знания об обособленных членах предложения. 2.Закреплять орфографические и пунк- туационные умения. 3. Вести подготовку к ГИА.
Заглянем в словарь! Обособить: Выделить из общего, создав особое от других положение. Выделить из общего, создав особое от других положение. В грамматике: интонационно и с помощью знаков препинания выделить какой-нибудь смысловой отрезок внутри предложения. В грамматике: интонационно и с помощью знаков препинания выделить какой-нибудь смысловой отрезок внутри предложения.
Определение Распространённое Выраженноепричастнымоборотом Нераспространённое Выраженноеприлагательным с зависимыми словами Выраженное одиночным прилагательным Выраженное одиночным причастием
Приложение Распространённое Нераспространённое Выражено существительными с зависимыми словами Выражено существительным
Условия обособления определений и приложений Относится к личному местоимению. Относится к личному местоимению. Стоит после определяемого слова. Стоит после определяемого слова. Имеет добавочное обстоятельственное значение. Имеет добавочное обстоятельственное значение. Стоит после имени собственного и уточняет его (приложение) Стоит после имени собственного и уточняет его (приложение) Приложение с союзом как имеет значение причины; имеет при себе слова: по имени, по причине и т. д. Приложение с союзом как имеет значение причины; имеет при себе слова: по имени, по причине и т. д.
Синтаксический разбор Новый Оскол Громадные и крошеч- ные, столичные и про- винциальные, музеи играют большую роль в сохранении культур- ного наследия.
19 марта – 115 лет со дня открытия Государственного русского музея (1898) Русский музей.mp4
Парадная лестница (1) Государственный Русский музей, отнесенный Указом Президента РФ в 1992 году к особо ценным объектам культурного наследия народов России, был учрежден в Санкт-Петербурге в 1895 году и торжественно открыт для посетителей 7(19) марта 1898 года.
(2) Дворец, резиденция императора Павла I, был назван Михайловским в честь Архангела Михаила – небесного покровителя Дома Романовых.
(3) Управляющий музеем, назначаемый Высочайшим Именным Указом, непременно должен был быть членом Императорского Дома. Форма служителей музея, утвержденная в 1898 году
(4) Русский музей сегодня - это уникальное хранилище художественных ценностей, включающее коллекции русской и советской живописи, богатейшее в стране собрание скульптуры, одна из лучших коллекций гравюр и рисунков русских и советских художников. На сегодняшний день коллекции Русского музея насчитывают ок единиц хранения.
Академический зал (5) К моменту открытия музея его коллекция насчитывала около четырехсот полотен. Ныне, богатейший музей, он насчитывает около 15 тысяч произведений живописцев XVIII-XX веков.
(6) Сосредоточенные в музее произведения русского искусства стали достоянием каждого.
О.А. Кипренский
Задания к тексту 1) Какова тема текста? 2) С какими проблемами сталкиваются русские хранители художественных ценностей и как стараются их решать? Сформулируйте основную мысль текста. 3) Определите стиль текста и аргументируйте свой ответ. Задача речи … Стилевые черты … 4) Объясните значение слова « эвакуировать » (предложение 5).
Задания к тексту Выборочное списывание: выписать предложения с обособленными определениями и приложениями, графически обозначить обособленные члены предложения 1 вариант – из предложений 3-11, 2 вариант – из предложений вариант – 3,8,11; 2 вариант – 13,14,15
Задания к тексту 1) Укажите номера предложений с обособленным определением, стоящим после определяемого существительного. (3,8,13,14,15) 2) Укажите номера предложений с необособленным определением, стоящим перед определяемым существительным. (11,14) 3) Укажите номер предложения с обособленным приложением, стоящим после определяемого существительного. (15)
О.Кипренский. Портрет художника П.В.Басина. 1829г.
Исправь ошибки!
Тест ТестТест по теме «Обособленные члены предложения»
Домашнее задание 1.Из произведений художественной литературы выпишите примеры предложений с обособленными членами. 2.Упражнение 270.
Замените 2 предложения одним простым с обособленными причастными оборотами. Обозначьте графически и выделите запятыми. 1.На прибрежной иве снова заворковали горлинки – удивительно нежные птицы. Они встречают день. 2.Болтовня первых птиц разносилась по лесу. Он смыкался над узкой дорогой кронами старых деревьев.
Определите, в каких предложениях причастные обороты, стоящие перед определяемым словом, имеют дополнительное обстоятельственное значение и обособляются.Расставьте знаки препинания 1.Гонимы вешними лучами с окрестных гор уже снега сбежали мутными ручьями на потоплённые луга. 2.Одарённый необычной силой он работал за четверых. 3.Выросший в нищете Павел враждебно относился к тем, кто был богатым.