Создание методических комплексов при дистанционном обучении школьников с ограниченными возможностями здоровья
Дистанционное обучение – технология обучения на расстоянии, при которой преподаватель и обучающиеся физически находятся в различных местах. В процессе дистанционного обучения предполагается постоянное общение преподавателей и обучающихся. Дистанционное обучение
разделение учителя и обучающихся расстоянием использование учебных средств, способных объединить усилия учителей и обучающихся и обеспечить усвоение содержания курса обеспечение взаимодействия между учителем и обучающимися, администрацией и обучающимися преобладание самоконтроля над контролем со стороны учителя Основные факторы
неинтерактивные (печатные материалы, аудио-, видеоносители); средства компьютерного обучения (электронные учебники, компьютерное тестирование и контроль знаний); видеоконференции. Дистанционное обучение
детальная проработка действий преподавателя и учащихся в единой информационной среде; используемая педагогическая технология; эффективность разработанных методических материалов и способов их доставки; эффективность обратной связи Эффективность
Уровень 1. Реакция слушателей на программу обучения Уровень 2. Оценка знаний и опыта, полученных слушателем по программе обучения Уровень 3. Оценка поведения на рабочем месте Уровень 4. Оценка влияния программы обучения на деятельность организации Оценка эффективности по Киркпатрику Киркпатрику
Шаг 1: Обратная связь или реакция (Reaction) – Насколько обучающимся понравился/не понравился учебный процесс? Шаг 2: Обучение (Learning) –Что они изучали? (степень усвоения знаний и навыков обучающимися) Шаг 3: Поведение (Behavior) – Что изменяется в рабочей деятельности обучаемого в результате процесса обучения? (способность применять приобретенные в учебе знания и навыки); Шаг 4: Результаты (Results) – Каковы осязаемые результаты процесса обучения? Четырехуровневая модель оценки Дональда Киркпатрика (четыре шага)
Одна из главных проблем, стоящих сегодня перед технологиями дистанционного обучения, - разработка учебного контента. Проблемы разработки методических комплексов: отсутствие квалифицированных специалистов в сфере технологий дистанционного обучения; высокая стоимость разработки учебного контента; отсутствие формализованных материалов, которые могли бы стать основой при разработке учебного контента. Педагогический дизайн
постановка педагогической задачи; определение целей обучения; выбор, используемых средств обучения; определение ожидаемых результатов. Задачи педагогического дизайна
1. Размещение текста и иллюстраций на слайде дистанционного курса. При размещении текста и иллюстраций на слайде дистанционного курса необходимо учитывать право левую асимметрию головного мозга человека. Целесообразно размещать текстовые сообщения в правой части слайда дистанционного курса, а иллюстрации – в левой. Основные рекомендации
2. Количество элементов на слайде дистанционного курса Не желательно размещать на информационном слайде дистанционного курса более 9 различных объектов (иллюстраций, текстовых сообщений и т. д.). Это обусловлено тем, что человек не способен удерживать в оперативной памяти информацию более чем по 5 – 9 объектам. Кроме того, параметры наблюдаемого человеком объекта удерживаются в оперативной памяти ограниченное количество времени. Поэтому, если для восприятия слайда дистанционного курса требуется информация, полученная с помощью предъявленных ранее слайдов, лучше воспроизвести ее основные элементы еще раз, или предоставить пользователю дистанционного курса удобный механизм повторного вызова соответствующего слайда. Основные рекомендации
3. Размещение данных на слайде Необходимо размещать текстовые фрагменты на слайде таким образом, чтобы взгляд пользователя сам перемещался в нужном направлении. Важным показателем качества размещения информации на экране является плотность расположения данных на экране. Следует придерживаться следующих правил: оставлять пустым приблизительно половину слайда; оставлять пустую строку после каждой пятой строки текста. Основные рекомендации
4. Характеристики яркости Одним из ключевых факторов, влияющих на степень комфортной работы пользователя дистанционного курса, являются яркостные характеристики. Яркость наблюдаемых на экране объектов не должна превышать 64 кандел/м2. При этом перепад яркостей в поле зрения пользователя дистанционного курса должен быть не более 1:100. Также следует принимать во внимание, что светлые объекты на темном фоне обнаруживаются легче, чем темные на светлом. Основные рекомендации
5. Пространственные характеристики При разработке дистанционных курсов необходимо учитывать следующие положения, относящиеся к пространственным характеристикам: основную информацию об объекте несет его контур; время различения и опознания контура объекта увеличивается с увеличением его сложности; при различении сложных контуров безошибочность выше, чем при различении простых; решающее значение в восприятии формы объектов имеет соотношение «фигура/фон»; минимальный размер объекта должен выбираться для заданных уровней контраста и яркости. Уменьшение значений этих параметров требует увеличения угловых размеров объекта. Основные рекомендации
6. Текст При формировании текстовых блоков слайда дистанционного курса следует придерживаться следующих правил: не писать длинно; не использовать снисходительных интонаций. Основные рекомендации
7. Характеристики цветового восприятия При разработке дистанционного курса обязательно следует учитывать цвета, так как неудачное использование цветов может привести к возникновению у пользователя негативного эмоционального состояния. В рамках одного дистанционного курса не целесообразно использовать большое количество цветов. Основные рекомендации
При подготовке презентации использовались материалы сайтов: использованы материалы сайтов