Лаборатория «Стратегии формирования вторичной языковой личности в преподавании русского языка как иностранного» Руководитель: доц. Т.В.Савченко
Основной целью лаборатории является изучение,теоретическое обоснование и моделирование вторичной языковой личности в преподавании русского языка у детей-инофонов различных возрастных групп в условиях непрерывного образования (от детского сада до высшего учебного заведения).
В структурной модели языковой личности принято выделять три уровня: вербально-семантический лингво-когнитивный (тезаурусный) мотивационный (прагматический) [Ю.Караулов, 2010]
Задачами лаборатории являются: Анализ образовательных и информационных потребностей г. Москвы Российской Федерации, СНГ и дальнего зарубежья в области преподавания русского языка как иностранного и неродного, другого родного детям различных возрастных групп. Исследование закономерностей формирования языковой, речевой, коммуникативной компетенций детей различных возрастных групп, воспитывающихся в разных социокультурных и образовательных условиях. Разработка комплексных программ, направленных на формирование ключевых компетенций. Разработка учебно-методического обеспечения по русскому языку как неродному и иностранному для детей дошкольного и школьного возраста. Научно-методическое обеспечение подготовки, переподготовки и повышения квалификации преподавателей русского языка как иностранного, работающих с детьми дошкольного и школьного возраста. Организация и проведение проблемных семинаров, круглых столов, научно- исследовательских и научно-практических конференций по данной проблематике. Проведение экспертиз, консультаций и информационного обслуживания в сфере оказания образовательных услуг и технологий обучения русскому языку как иностранному детей различных возрастных групп.
Традицией стало проведение международных научно-методических чтений «Русский язык как неродной: новое в теории и методике». Автор проекта и ведущая доц. М.С.Берсенева
Странички сайта «Русский язык – это интересно» 1. Прослушайте и прочитайте текст, скажите, кому девочка показывала фотографии, в какой школе она учится и где ей нравится заниматься. Бабушка, посмотри мои фотографии. Это наша новая школа. Видишь, какая она большая и красивая. Посмотри, какие светлые и чистые классы в нашей школе! В нашей новой школе есть хорошая библиотека, спортивный зал. Посмотри, вот наша библиотека. Мне нравится заниматься в школьной библиотеке. В этой библиотеке есть все учебники, словари, книги и журналы. Ещё мне нравится обедать в нашей школьной столовой. Там работают хорошие повара. Они готовят вкусные обеды. 2. Как правильно написать? Я учусь в (эта школа). Моей сестре 7 лет. Она учится ещё в (начальная школа). Моя мама работает в (средняя школа). Сегодня мы пишем диктант в (новая тетрадь). Я сделала ошибку в (контрольная работа). Моей подруге нравится заниматься в (школьная библиотека). 3. Как вы ответите? В какой школе вы учитесь, в новой или старой? В какой библиотеке вы обычно берёте книги, в школьной или в городской?
Наши пособия Разработан вводно-фонетический курс для детей 8-12 лет (ведется работа) автор – проф. Постнова Н.В. Ведется работа над диском «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку детей, для которых русский язык не является родным» автор – к.п.н. Лойченко А.Б. Разрабатывается курс русского языка для детей 8-12 лет (элементарный уровень) «Аня и её друзья» авторы: Савченко Т.В., Литвинова Н.Д., Аткина Л.С., Постнова Н.В.
В своей работе лаборатория использует такие издания: Какорина Е.В., Костылева Л.В., Савченко Т.В. Говорю и пишу по-русски в 3 ч., УМК для детей 8 – 12 лет. От элементарного курса к базовому. - М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», Часть 1: Какорина Е.В., Костылёва Л.В.«От буквы к слову». Часть 2. Какорина Е.В., Костылёва Л.В.« От слова к тексту». Часть 3. Савченко Т.В. «Текст и грамматика» Какорина Е.В., Костылева Л.В., Савченко Т.В. Говорю и пишу по-русски. Методические рекомендации к ученому пособию: книга для учителя. - М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», – 168 с. Берсенева М.С., Пестов С.Е. «Россия. Религии. Основные понятия, праздники, литературные примеры», М., МГПИ, Берсенева. М.С «Художественные тексты И.С.Шмелёва и Б.К.Зайцева: формирование социокультурной компетенции инофонов». Монография. М., МГПИ, 2008 Берсенева М.С. «Русская классика XX века: знакомим и знакомимся». Сборник методический статей по проблемам преподавания РКИ и РКН. М., МГПИ, 2011 Берсенева М.С. Серия книг «Читаем тексты - изучаем язык» М., МГПИ
Спасибо за внимание!