Педагогический семинар Дифференциация проблемных ситуаций, провоцируемых учителем и способы их эффективного разрешения. Выполнила: педагог-психолог МОУ «СОШ 32» г.Магнитогорска Юзеева Наталья Ивановна
Ощущение и чувства, переживаемые преподавателем: раздражение; фрустрация; гнев; возмущение; напряжение мускулов; общее ощущение дискомфорта; головная боль; боль в желудке и т.п.
Ситуации, когда проблема принадлежит учителю: ученик царапает парту; некоторые учащиеся прерывают ваши объяснения на уроке; школьники сорят в классе; ученик постоянно опаздывает на урок и дезорганизует работу класса; школьники портят учебные пособия;
ученики курят в вашей лаборантской комнате; ученики курят в вашей лаборантской комнате; школьник отрывает у вас слишком много времени, сплетничая о своих одноклассниках; школьник отрывает у вас слишком много времени, сплетничая о своих одноклассниках; учащиеся берут бумаги с вашего стола без спроса; учащиеся берут бумаги с вашего стола без спроса; школьники громко ссорятся на уроке и мешают вам. школьники громко ссорятся на уроке и мешают вам.
Проблема у школьника Проблема у учителя Школьник начинает взаимодействие. Учитель начинает взаимодействие. Учитель слушает. Учитель говорит. Учитель помогает, советует, консультирует. Учитель воздействует. Учитель хочет помочь школьнику. Учитель хочет помочь себе. Учитель принимает решение, сделанное школьником. Учитель самостоятельно принимает удовлетворяющее его решение. Учитель заинтересован в удовлетворении потребностей школьника. Учитель заинтересован в удовлетворении собственных потребностей. Учитель облегчает школьнику принятие решения. Учитель сам активно решает проблему
Проблема принадлежит вам Проблема принадлежит вам Возможности: Направления работы: 1. Работать с учеником; Попытаться изменить поведение ученика. 2. Работать со средой; Попытаться изменить среду, обстановку. 3. Работать с собой. Попытаться изменить себя.
Вы конфронтируете с учеником последствия 1. Провоцируют сопротивление у школьников. 2. Заставляют учеников чувствовать, что учитель считает их глупыми, абсолютно ни на что не способными. 3. Показывают школьникам, что педагогу нет дела до их чувств, потребностей и мыслей. 4. Заставляют учеников чувствовать вину, стыд, смущение. 5. Снижают детскую самооценку. 6. Активизируют самозащиту школьников. 7. Провоцируют детский гнев и мстительность. 8. Являются причиной пассивности учеников.
В случае возникновения проблемы, провоцируемой педагогом, ему предстоит решить следующие задачи: 1) определить сферу действия проблемы, 2) выбрать адекватный аппарат решения проблемы: попытаться изменить поведение ученика, свое поведение, среду, обстановку взаимодействия.
Типичные замечания, низкоэффективные при решении педагогической проблемы. предписывающие замечания подавляющие замечания косвенные замечания Приказы, команды, указания Критика, противопоставления Насмешка Предостережения, угрозы Обзывания, насмешка, стереотипизация Поддразнива- ния Нотации, проповеди Интерпретация, анализирования, диагностирования Развлекающие замечания Поучения Поощрения, положительная оценка Советы, предписания Поддержка, симпатизирование, воодушевление Допрашивание, выспрашивание, расследование
тест1.Нуждаетесь ли вы в тщательной подготовке урока даже по неоднократно пройденной теме? 2.Предпочитаете ли вы логику изложения эмоциональному рассказу? 3.Волнуетесь ли вы перед тем, как оказаться лицом к лицу с классом? 4.Предпочитаете ли вы во время объяснения учебного материала находиться за учительским столом (на кафедре)? 5.Часто ли вы используете методические приемы, которые успешно применялись вами ранее и давали положительные результаты? 6.Придерживаетесь ли вы заранее спланированной схемы урока? 7.Часто ли вы по ходу урока включаете в него только что пришедшие в голову примеры, иллюстрируете сказанное свежим случаем, свидетелем которого были сами? 8.Вовлекаете ли вы в обсуждение темы урока учащихся? 9.Стремитесь ли вы рассказать как можно больше по теме, невзирая на лица слушателей? 10.Часто ли вам удается удачно пошутить в ходе урока?
11.Предпочитаете ли вы вести объяснение учебного материала, не отрываясь от своих записей (конспектов)? 12.Выводит ли вас из равновесия непредвиденная реакция аудитории (шум, гул, оживление и т. п.) среди учащихся? 13.Нуждаетесь ли вы в достаточно длительном времени (5-8 мин), чтобы установить нарушенный контакт и вновь привлечь к себе внимание учащихся? 14.Повышаете ли вы голос, делаете ли паузу, если почувствуете невнимание к себе со стороны учащихся во время урока? 15.Стремитесь ли вы, задав полемический вопрос, самостоятельно на него ответить? 16.Предпочитаете ли вы, чтобы учащиеся задавали вам вопросы по ходу объяснения учебного материала? 17.Забываете ли вы во время урока о том, кто вас слушает?
18.Есть ли у вас привычка выбирать среди учащихся в классе два-три лица и следить за их эмоциональными реакциями? 19.Выбивают ли вас из колеи скептические ухмылки учащихся? 20.Замечаете ли вы во время урока изменения в настроении учащихся? 21.Поощряете ли вы учащихся вступать в диалог с вами во время объяснения темы урока? 22.Отвечаете ли вы сразу же на реплики учащихся? 23.Используете ли вы одни и те же жесты для подкрепления своих фраз независимо от ситуации? 24.Увлекаетесь ли вы монологом настолько, что вам не хватает отведенного по плану урока времени? 25.Чувствуете ли вы себя после уроков уставшими настолько, что не в состоянии повторить их в этот же день еще раз (во вторую смену)?
Обработка и интерпретация результатов теста Подсчитайте число совпадений плюсов и минусов в соответствии с ключом и определите свою тенденцию. Если сумма совпадений составит 80% от всех пунктов по одной модели общения, выявленная склонность стойкая. Ключ к тесту Модели общения Да "+" Нет "-" Диктаторская "Монблан" 4, 6, 11, 15, 17, 23 1, 7, 8, 9, 12, 13, 14, 16, 18, 19, 20, 21, 22, 24 Неконтактная "Китайская стена" 9, 11, 13, 14, 15 1, 7, 8, 12, 16, 18, 19, 20, 21. Дифференцированное внимание "Локатор " 10, 14, 18, 20, 21 10, 14, 18, 20, 21 2, 4, 6, 13, 15, 17, 23 Гипорефлексивная "Тетерев" 9, 11, 15, 17, 23, 24 9, 11, 15, 17, 23, 24 8, 12, 16, 19, 20, 21, 22 Гиперрефлексивная "Гамлет» 3,12,14,18,19,20,22,25 2, 5, 6, 11, 13, 23 Негибкого реагирования "Робот" 1, 2, 5, 6, 13, 15, 23 7, 8, 9, 11, 16, 21, 24 Авторитарная "Я сам(а)" 5, 10, 14, 15, 18, 24 2, 8, 16, 21 Активного взаимодействия «Союз» 7, 8, 10, 16, 20, 21, 22 1, 2, 4, 5, 6, 11, 13, 15, 17, 23.
Интерпретация результатов теста Модель дикторская ("Монблан"). Педагог как бы отстранен от обучаемых, он парит над ними, находясь в царстве знаний. Никакого личностного взаимодействия. Педагогические функции сведены к информационному сообщению. Следствие: отсутствие психологического контакта, безынициативность и пассивность обучаемых. Модель неконтактная ("Китайская стена") очень близка по своему содержанию к первой. Разница в том, что между педагогом и обучаемым существует слабая обратная связь ввиду произвольно и непреднамеренно возведенного барьера общения. В роли такого барьера могут выступать отсутствие желания к сотрудничеству с какой- либо стороны, информационный, а не диалоговый характер занятий, непроизвольное подчеркивание педагогом своего статуса, снисходительное отношение к обучаемым. Следствие: слабое взаимодействие с обучаемыми, а с их стороны - равнодушное отношение к педагогу.
Модель дифференцированного внимания ("Локатор") основана на избирательных отношениях с обучаемыми. Педагоги ориентированы не на весь состав аудитории, а лишь на часть, допустим на талантливых, слабых, лидеров или аутсайдеров. В общении педагог концентрирует на них свое внимание. Следствие: нарушается целостность акта взаимо действия в системе "педагог-коллектив", она подменяется фрагментарностью ситуативных контактов. Модель гипорефлексивная ("Тетерев") заключается в том, что педагог в общении как бы замкнут в себе: его речь большей частью монологична. Он слышит только самого себя и никак не реагирует на слушателей. Такой педагог проявляет эмоциональную глухоту к окружающим. Следствие: практически отсутствует взаимодействие между обучаемым и обучающим, а вокруг последнего образуется поле психологического вакуума. Стороны процесса общения существуют изолированно друг от друга, учебно-воспитательное взаимодействие поставлено формально.
Модель гиперрефлексивная ("Гамлет") противоположна по психологической канве предыдущей. Педагог озабочен не столько содержательной стороной взаимодействия, сколько тем, как он воспринимается окружающими. Межличностные отношения принимают для него доминирующее значение. Он остро реагирует на нюансы психологической атмосферы в среде обучаемых, принимая их на свой счет. Такой педагог подобен обнаженному нерву. Следствие: обостренная социально-психологическая чувствительность педагога, приводящая его к неадекватным реакциям на реплики и действия аудитории. В такой модели бразды правления могут оказаться в руках обучаемых, а педагог займет ведомую позицию. Модель негибкого реагирования ("Робот"). Взаимоотношения педагога с обучаемыми строятся по жесткой программе, где четко выдерживаются цели и задачи занятия, дидактически оправданы методические приемы, имеют место безупречная логика изложения и аргументация фактов, но педагог не обладает чувством постоянно меняющейся ситуации общения. Им не учитываются педагогическая действительность, состав и психологическое состояние обучаемых, их возрастные и этнические особенности. низкий эффект социального взаимодействия. Следствие: низкий эффект социального взаимодействия.
Модель авторитарная ("Я - сам"). Учебный процесс целиком фокусируется на педагоге. Он - главное и единственное действующее лицо. От него исходят вопросы и ответы, суждения и аргументы. Практически отсутствует творческое взаимодействие между ним и аудиторией. Личная инициатива со стороны обучаемых подавляется. Следствие: воспитывается безынициативность, теряется творческий характер обучения, искажается мотивационная сфера познавательной активности. Модель активного взаимодействия ("Союз"). Педагог постоянно находится в диалоге с обучаемыми, держит их в мажорном настроении, поощряет инициативу, легко схватывает изменения в психологическом климате коллектива и гибко реагирует на них. Преобладает стиль дружеского взаимодействия с сохранением ролевой дистанции. Возникающие учебные, организационные, этические и др. проблемы творчески решаются совместными усилиями. Такая модель наиболее продуктивна.
Заключение. 1. Невозможно ожидать от школьников способности от природы к умению к психологической и нравственной самореализации. 2. Главный способ бесконфликтного педагогического общения – формирование высокого уровня педагогического профессионализма, владение искусством выхода из конфликтных ситуаций без потери собственного достоинства. 3. Организация эффективного педагогического взаимодействия требует высокого уровня эмоциональной идентификации с объектом воздействия. 4. Необходима разработка индивидуальной лексики приспособления к объекту воздействия, приемы их чередования, уместность использования.
Спасибо за внимание!