Эпиграф : Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, а не ставим п еред ними проблемы, которые надо решить». Роджер Левин Формирование.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Формирование информационно- коммуникативных компетентностей учителя и ученика в начальной школе.
Advertisements

И НФОРМАЦИОННАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК ОСНОВА ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ грамотность чтения информационных текстов грамотность чтения художественных текстов.
Информационная компетентность младших школьников Ширяева С.Б., руководитель ПГ
МЕТОДИЧЕСКИЙ СОВЕТ Тема: «ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ»
Чернова Светлана Александровна Учитель информатики и ИКТ МАОУ гимназии 6, сертифицированный тьютор и организатор обучения Программы Intel "Обучение для.
Система применения ИКТ в учебной деятельности как условие формирования информационно - коммуникативной компетентности учащихся.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС Наборская Светлана Юрьевна, учитель начальных классов ГБОУ СОШ 252 Красносельского.
Профессиональная компетентность учителя как условие реализации требований ФГОС.
Формирование ИКТ- компетентности в условиях ФГОС.
Компетентностный подход Формирование информационных компетенций.
« Истинная компьютерная грамотность означает не только умение использовать компьютер и компьютерные идеи, но и знание, когда это следует делать » Сеймур.
Поэтому в 5 классе мы должны научить: уметь работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную.
знание и представление об информационных процессах в окружающем мире, владение информационными средствами, а также владение компьютерной грамотностью.
УУД и ЗУН : актуальность формирования на современном этапе развития образования Евстратенко Е. В., учитель начальных классов, руководитель МО учителей.
Компетентностный подход в обучении как условие преемственности начального и среднего естественнонаучного образования. Компетентности и компетентностный.
Компетентностный подход в обучении русскому языку.
Тула Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы крадём у наших детей завтра… (Джон Дьюи) "Учитель живёт до тех пор, пока учится, как.
Системно - деятельностный подход в дополнительном образовании.
Проектная деятельность, как дидактическое средство предметного обучения Проектная деятельность, как дидактическое средство предметного обучения Каракулова.
СОБРАНИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым.
Транксрипт:

Эпиграф : Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, а не ставим п еред ними проблемы, которые надо решить». Роджер Левин Формирование информационной компетенции младших школьников в рамках ФГОС

Главные теоретические положения образования в информационном обществе 1.Основным в информационном обществе становится компетентностный подход к обучению. 2.В информационно-образовательной среде в процессе обучения активно действуют два равноправных субъекта – учитель и ученик. 3.Образование в информационно- образовательной среде вариативно.

Информационно-образовательная среда пространство осуществления личностных изменений людей (педагогов и учащихся) в образовательных целях на основе использования современных информационных технологий. системно организованная совокупность информационного, технического, учебно-методического обеспечения, неразрывно связанная с человеком как субъектом образовательного процесса. педагогическая система плюс ее обеспечение, т.е. подсистемы материально-техническая, финансово- экономическая, нормативно-правовая, управленческая и маркетинговая совокупность учебных материалов, средств их разработки, хранения, передачи и доступа к ним, используемая в дистанционных технологиях обучения.

Цель школы Вооружить ребенка умениями, которые помогут ему ориентироваться в новых ситуациях своей профессиональной, личной и общественной жизни, достигая поставленной цели.

Новые цели образования 1.Учить учиться и пользоваться знаниями. 2.Учиться делать дело. 3.Учиться жить вместе. 4.Учиться быть. (Эдгар ФОР - ЮНЕСКО) научиться познавать; научиться делать; научиться жить вместе; научиться жить (Жак Делор)

Компетентностный подход к образованию в информационном обществе Цель образования – формирование компетентной личности, способной решать разнообразные проблемы, используя имеющиеся у нее знания и умения. Задача – воспитать ученика, обладающего информационной компетентностью, т.е. способного решать разнообразные проблемы, связанные с поиском, преобразованием, использованием информации.

Процесс обучения в информационном обществе - это совместная целенаправленная деятельность учителя и учащихся, разворачивающаяся в информационно- образовательной среде.

Роль учителя в процессе обучения Традиционное обучение Обучение в условиях информационного общества Деятельность учителя Ведущая рольНаправляет поиск ученика, консультирует, поддерживает Деятельность ученика Ведомый учителем Партнер в процессе обучения

Процесс обучения Традиционное обучениеОбучение в условиях информационного общества Руководящая, информационная, контролирующая функция процесса обучения Ориентирующая, презентационная, функция педагогической поддержки

-ФГОС НОО - смена образовательной парадигмы -(цели, всей совокупности убеждений, ценностей, технических средств и т.д., которая характерна для членов данного сообщества). -Вместо передачи суммы знаний – РАЗВИТИЕ личности учащегося -на основе освоения способов деятельности»

Формирование учащихся ключевых компетентностей в учебном процессе называется компетентностным подходом. С позиций компетентностного подхода основным непосредственным результатом образовательной деятельности становится формирование ключевых компетентностей.

Социальные (характеризуют умение человека полноценно жить в обществе) – брать на себя ответственность, принимать решения, делать выбор, бесконфликтно выходить из жизненных ситуаций. Поликультурные – не только овладение достижениями культуры, но и понимание, и уважение к людям других национальностей, религий, культур, языков, рас. Коммуникативные – умение общаться устно и письменно родным и иностранным языками Информационные – умение получать, осмысливать, обрабатывать и использовать информацию из разных источников. Саморазвитие и самообразование – потребность и готовность постоянно учиться на протяжении всей жизни. Группы ключевых компетентностей

Своевременная работа по формированию у обучающегося информационной компетентности позволит достичь достаточно высокого уровня развития познавательных УУД: –извлекать информацию, ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания, делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания, добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами; – перерабатывать информацию для получения необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта; –преобразовывать информацию из одной формы в другую; –уметь перерабатывать информацию(анализировать, классифицировать, выделять причины и следствия).

Информационная компетентность - способность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий.

Информационная компетенция (поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача; владение современными информационными технологиями): применять для решения учебных задач информацион­ ные и телекоммуник ационные технологии: аудио- видеозапись, электронная почта, Интернет. владеет навыками использовани я информацион ных устройств: компьютер, телевизор, магнитофон, теле­фон, мобильный телефон, пейджер, факс, принтер, модем, копир; самостоятельно искать, извлекать, систематизироват ь, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобра­ зовывать, сохранять и передавать ее; владеть навыками работы с различными источникам информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, определителями, энциклопедиями, каталогами, словарями, СВ- КОМ, Интернетом; ориентироватьс я в информационн ых потоках, уметь выделять в них главное, необходимое; уметь осознанно воспринимать информацию, распространяем ую по каналам СМИ ;

Информационная грамотность учащихся является основой, начальным уровнем формирования информационной компетентности и включает совокупность знаний, умений, навыков, поведенческих качеств учащегося, позволяющих эффективно находить, оценивать и использовать информацию в образовательных целях. Информационная культура - одна из составляющих общей культуры человека. Информационная культура предполагает возможность и готовность учеников самостоятельно работать с информацией любого вида: текстовой, звуковой, графической.

ФГОС НОО: «в результате всех без исключения предметов в начальной школе выпускники должны приобрести первичные навыки работы с информацией». Умение работать с информацией - это универсальное учебное действие необходимое при изучении разных предметов, начиная с самого первого класса. Главный критерий при работе над информационной компетентностью ученика - доступность, рациональность и систематизированность.

В «Федеральном государственном стандарте начального общего образования» названы метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования. Метапредметные результаты должны отражать: использование различных способов поиска( в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.

В основу типологизации работы над информационной компетентностью младшего школьника положен принцип интеграции по двум основаниям: использование источников информации и характеристика информационной деятельности младших школьников.

Поиск, селекция, фиксация информации, что предполагает умение находить по заданному основанию, существенным признакам информацию представленную в явном и неявном виде, проводить селекцию найденной информации, фиксировать информацию разными способами. Преобразование, интерпретация и применение информации, что предполагает умение упорядочивать информацию по заданному основанию, сравнивать между собой объекты, понимать инструкцию к выполнению задания, представленную разными способами, устанавливать простые связи, делать элементарные выводы, основываясь на личном опыте, находить аргументы, подтверждающие выводы, сопоставлять и обобщать информацию, отвечать на поставленные вопросы. Оценка достоверности информации, что предполагает умение высказывать оценочные суждения и свою точку зрения, на основе имеющихся знаний, жизненного опыта, подвергать сомнению достоверность информации, представленной в разных видах, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов. группы учебных действий (умений), характеризующих информационную деятельность младших школьников:

Проверяем умение отбирать источники информации, необходимые для решения задачи: Ты хочешь узнать значение слова «Отчизна»? У тебя есть книги на выбор: 1.Орфографический словарь. 2. Этимологический словарь. 3. Л. Успенский «Слово о словах». 4. Толковый словарь. 5. История России. 6. М. Лермонтов «Родина». В каких из них ты можешь найти нужные сведения? Заполни таблицу, расставив номера книг. Книги, в которых я скорее всего найду ответ Нужно посмотреть содержание Книги, в которых скорее всего не найду ответ

Результаты проведенного констатирующего эксперимента «Уровень информационной компетентности» в 1 «А» классе ВХТЛ на начало учебного года

Результаты диагностической работы (контрольного среза) по определению уровня информационной компетентности младших школьников, проведённой в 1 «А» классе МБОУ ВХТЛ

Показатели и критерии диагностики информационной компетентности выпускников начального общего образования, представленными в стандартах второго поколения начального общего образования: Работа с источниками информации. Знание о том, какие источники информации существуют. Умение использовать различные источники информации Умение использовать компьютерные технологии. Умение найти нужный источник информации не только в учебных задачах, но и в реальной жизненной ситуации Обработка и представление результатов Умение выделять недостоверные и сомнительные элементы. Умение находить альтернативную и дополнительную информацию Умение обобщать, сравнивать и противопоставлять данные, интерпретировать полученную информацию и выносить суждение по рассматриваемой теме и аргументировать его. Умение описать и представить результаты своей работы. Использование компьютерных технологий. Умение читать текстовые документы на компьютере, работать с текстом на компьютере, работать с текстом в различных форматах. Умение вводить и оформлять текст на компьютере Умение работать со средствами Интернета

Формирование информационной компетентности – одна из актуальных задач начального образования. От того, насколько сегодня эта задача будет реализована в практику работы школы, зависит успешность социализации учащихся в будущем. Нам - педагогам необходимо научить ребёнка учиться, научить думать, научить находить новые решения и создавать свое собственное будущее!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!