Игровая технология, представляет собой процесс, при котором происходит качественное изменение воздействия на обучаемого.
Цель: Организация игровой деятельности детей в процессе обучения предметному содержанию. Задачи: Помочь детям усвоить предметное содержание; Сделать образовательный процесс более увлекательным для детей; Способствовать развитию психофизических качеств: память, внимание, восприятие и т. д. Способствовать установлению эмоциональных контактов, формированию навыков общения.
Основные критерии игровой технологии: Концептуальность Системность Управляемость Эффективность Воспроизводимость
«Игровая технология», кроме выше перечисленных критериев, должна отвечать психологически обоснованным требованиям к использованию игровых ситуаций в обучающем процессе в детском саду, создавая ребенку возможность принятия на себя роли действующего в игровой ситуации персонажа. Такая организация совместной деятельности педагога и ребенка является средством, воссоздающим некоторые элементы игры, и способствует преодолению разрыва, возникающего при переходе от ведущей игровой к учебной деятельности. Игра или элементы игры, целесообразно включенные в обучение, придают учебной задаче конкретный, актуальный смысл, мобилизуют мыслительные, эмоциональные и волевые силы детей, ориентируют их на решение поставленных задач.
Функции игры: Обучающая; Коммуникативная; Релаксационная; Психотехническая; Развлекательная; Функция самовыражения; Компенсаторная.
Результаты использование игровой технологии в работе: Дети легче усваивают и запоминают материал занятия; В процессе игр дети приобретают специальные знания, умения, навыки; Повышается уровень развития у детей познавательной активности, творческих способностей; Дети получают удовольствие от игр, проявляют желание повторить их в самостоятельной деятельности.
Игра как метод обучения - в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета; - как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии; - в качестве занятия или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
Классификация методов Игровые методы Игровые приемы Воображаемая ситуация Дидактическая игра Внезапное появление объектов, игрушек Выполнение различных игровых действий Загадывание загадок, игровой занимательный материал Введение элементов соревнования Создание игровой ситуации
Целесообразность использования дидактических игр на различных этапах различна. При усвоении новых знаний возможности дидактических игр уступают более традиционным формам обучения. Поэтому их чаще применяют при проверке результатов обучения, выработке навыков и умений.
Игры должны соответствовать определенным учебно-воспитательным задачам, программным требованиям к знаниям, умениям, навыкам, требованиям стандарта. 2. Игры должны соответствовать изучаемому материалу и строиться с учетом подготовленности детей и их психологических особенностей. 3. Игры должны базироваться на определенном дидактическом материале и методике его применения.
Игровые ситуации Сначала детям лучше предлагать для обсуждения и дальнейшего обыгрывания стереотипные ситуации, закрепленные в бытовой культуре как известные традиции, например, празднование дня рождения или встречу Нового года, празднование новоселья и т.д.. Именно бытовые, традиционные события, наблюдаемые детьми с раннего возраста, имеют опору на их собственный опыт и дают наиболее богатую пищу для воображения.
Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным. Для реализации такого подхода необходимо, чтобы образовательные технологии, разрабатываемые для обучения дошкольников, содержали четко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр с тем чтобы, используя эту систему, педагог мог быть уверенным в том, что в результате он получит гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного предметного содержания. Безусловно, этот уровень достижений ребенка должен диагностироваться, а используемая педагогом технология должна обеспечивать эту диагностику соответствующими материалами.
Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. в нее включаются последовательно игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; группы игр на обобщение предметов по определенным признакам; группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных; группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов. Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого воспитателя.