Соколова Светлана Олеговна, заместитель директора по УВР
1.Мотивирование к учебной деятельности 2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии 3.Выявление места и причины затруднения 4.Построение проекта выхода из затруднения 5.Реализация построенного проекта 6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи 7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону 8.Включение в систему знаний и повторение 9.Рефлексия учебной деятельности на уроке
Исследовательская деятельность обучающихся. Связана с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагает наличие основных этапов: -постановку проблемы, -изучение теории, посвященной данной проблематике, -подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы
Проектная деятельность обучающихся – образовательная технология, основанная на совместной учебно-познавательной, творческой или игровой деятельности учащихся, имеющей общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленной на достижение общего результата деятельности. Этапы проектной деятельности: - выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ, организация деятельности по реализации проекта; - самостоятельная работа учащихся в группах; -подготовка отчёта о проделанной работе, защита полученных результатов и выводов; - оценивание полученных результатов и выводов, рефлексия.
Технология развития критического мышления– образовательная технология, основанная на учебно- познавательной, творческой или игровой деятельности учащихся с текстом. И эта технология ближе всего стоит к гуманитарным предметам, особенно к русскому языку и литературе, истории, обществознанию. В основе обучения – практическая направленность: формирование, развитие и совершенствование умений: описывать, выделять главную мысль, составлять простой план, формулировать вопросы; объяснять, работать со справочными источниками информации, составлять схемы; доказывать, тезировать, формулировать выводы, проводить отбор необходимых источников информации; составлять сложный план, конспектировать; планировать учебные действия, оценивать выполнение задания.
ТРКМ предполагает обязательные технологические этапы (стадии): 1 фаза – Вызов – пробуждение имеющихся знаний, побуждение к получению новой информации. Функции стадии вызова: мотивационная (пробуждение интереса и побуждение к работе)?; информационная (актуализация (вызов на поверхность уже имеющихся знаний); коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями)?. 2 фаза – Осмысление содержания или реализация смысла – получение новой информации. Функции стадии осмысления: информационная (получение новой информации)?; систематизационная (классификация, ранжирование информации)? 3 фаза – Рефлексия – Осмысление, рождение нового знания. Функции стадии рефлексии: коммуникационная (обмен мнениями о новой информации)?; мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля); информационная (приобретение новых знаний)?; оценочная (выработка собственной позиции)?
Модель - это новый упрощенный объект, который отражает существенные стороны реального объекта, процесса или явления. Анализ модели и наблюдение за ней позволяют познать суть реального, более сложного объекта, процесса или явления.
1. В реальном времени оригинал может уже не существовать или его нет в действительности. Например, теория вымирания динозавров. 2. Оригинал может иметь много свойств и взаимосвязей. Для изучения конкретного свойства иногда полезно отказаться от менее существенных. Например, карта местности. 3. Оригинал либо очень велик, либо очень мал. Например, глобус, модель атома. 4. Процесс протекает очень быстро или очень медленно. Например, модель двигателя внутреннего сгорания, геологические модели. 5. Исследование объекта может привести к его разрушению. Например, модель самолета, автомобиля
схема – опора – модель изучаемого материала, изображение его устройства, главных черт, взаимоотношения частей (применяется на уроке первичного усвоения материала); компакт – производное от опоры сюжетной картинки, её интерпретация, отображение изучаемой темы на этапе закрепления материала при значительном сокращении опорных сигналов с сохранением главного; графический «мини – портрет» изучаемой темы крок – «послесловие» к уроку первичного усвоения материала, составление схемы – маршрута «лингвистического путешествия», проделанного в классе и восстановленного дома по памяти (такая работа позволяет провести рефлексию собственной деятельности, а также формирует учебно-познавательную компетентность); учебный клип – «склеивание» нескольких «кадров» в наглядный лингвистический сюжет, защита которого проходит на уроке – творческом зачёте.