Проектирование современного урока Автор презентации: М.Г.Ермолаева, к.п.н., профессор кафедры педагогики и андрагогики СПбАППО
Современный урок как система Системный взгляд на урок предполагает выделение и учет в нем, по меньшей мере, трех основных компонентов : Содержательно-целевой Организационно-практический Контрольно-оценочный
ЦЕЛИ СОДЕРЖАНИЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ Педагогическийинструмент ОЦЕНКА УРОК РЕЗУЛЬТАТЫ Современный урок как система
Целеполагание – это Процесс предъявления целей и задач учителя и учащихся друг другу, согласование и при необходимости корректировка и уточнение.
Основные сложности в целеполагании Двойное толкование сути образования: – как результат усвоения систематизированных знаний, умений, навыков и овладения компетенциями – как процесс развития личностного потенциала
Основные сложности в целеполагании Отсроченность многих образовательных результатов
Основные сложности в целеполагании Несоответствие целей учителя и учащихся. Есть наши цели, и есть цели учащихся, порой не осознаваемые ими, не актуализированные
Основные сложности в целеполагании Многоуровневость образовательных целей
Высший уровень образовательных целей стратегические цели образования (они изложены в Законе об образовании, в ФГОС …)
Стратегические цели социальная адаптация в условиях меняющегося общества, социальная мобильность молодых людей, их способность к быстрой смене социальных и экономических ролей, возможность активного и творческого участия в общественном прогрессе.
Стратегические цели сформированная система ценностных ориентаций развитие самостоятельности учащихся и их способности к самоорганизации готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности;
Группы ключевых компетенций Социальные компетенции (способность брать на себя ответственность, умение регулировать конфликты) Владение устным и письменным общением Межкультурная компетенция как понимание различий и уважение друг к другу Владение информационными технологиями Готовность учиться дальше как основа непрерывного образования
Второй уровень целей общие и частные цели обучения (изложены в концепции ОУ; это специфика видения педагогическим коллективом образа выпускника этой школы)
Ступени образования и их основные цели начальная школа учит учиться и готовит к продолжению образования; основная – к выбору обучения в сфере образования: общему среднему или профессиональному; старшая – к жизни во взрослом обществе.
Третий уровень целей дидактические цели урока (связаны с ключевым смыслом урока как основной формы организации учебного процесса – усвоения учебного материала) Совпадают с основными этапами дидактической цепочки
Четвертый уровень целей конкретные задачи урока Предполагают решение и исполнение
СОГЛАСОВАНИЕ ЦЕЛЕЙ Учитель умеет переводить учебные цели в цели деятельности ученика Цели урока таковы «как будто ученик сам себе их поставил, они понятны ему, очевидны, с интересом и охотой усвояемы» (С.И.Гессен) Важно продумать различные приемы сообщения целей-задач: устно; с помощью записи на доске; в опосредованной ненавязчивой форме
Основные характеристики целей Конкретность Побудительность Достижимость
5 основных способов формулирования целей обучения 5 основных способов формулирования целей обучения (по М.В.Кларину) Через содержание Через деятельность учителя Через деятельность учащегося Через результат деятельности учащихся Через внутренние психические процессы на стороне учащихся