Поднимает руки класс – это раз, Повернулась голова - это два, Руки вниз, вперед смотри – это три, Руки в стороны пошире развернули на четыре, С силой их к плечам прижать - это пять, Всем ребятам тихо сесть – это шесть.
- Стрессовая педагогическая тактика; - Несоответствие методик и технологий обучения возрастным функциональным возможностям школьников; - Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса; - Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей; - Провалы в существующей системе физического воспитания; - Интенсификация учебного процесса; - Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья; - Частичное разрушение служб школьного медицинского контроля; - Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни. Факторы представляющие угрозу здоровью учащихся
К медико-гигиеническим технологиям относятся контроль и помощь в обеспечении надлежащих гигиенических условий в соответствии е регламентациями СанПиНов. Медицинский кабинет школы организует проведение прививок учащимся, оказание консультативной и неотложной помощи обратившимся в медицинский кабинет, проводит мероприятия по санитарно-гигиеническому просвещению учащихся и педагогического коллектива, следит за динамикой здоровья учащихся, организует профилактические мероприятия в преддверии эпидемий (гриппа) и решает ряд других задач, относящихся к компетенции медицинской службы. Участие врача или медицинской сестры необходимо при проведении психолого-педагогических консилиумов, на которых решаются вопросы, касающиеся отдельных учащихся с проблемами здоровья. Занятия по программе «Лечебная педагогика» должны проводиться под контролем и I при участии медицинских работников. Создание в школе стоматологического, физиотерапевтического и других медицинских кабинетов для оказания каждодневной помощи и школьникам, и педагогам, проведение занятий лечебной физической культуры, организация фитобаров и т.п. - тоже элементы этой технологии. Медико-гигиенические технологии (МГТ).
Физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ). Направлены на физическое развитие занимающихся: закаливание, тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств отличающих здорового, тренированного человека от физически немощного. Реализуются на уроках физической культуры и в работе спортивных секций.
З. Экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ ). Направленность этих технологий - создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности людей, гармоничных взаимоотношений с природой. В школе это - и обустройство пришкольной территории, и зеленые растения в классах, рекреациях, и живой уголок, и участие в природоохранных мероприятиях.
4. Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ). Их реализуют специалисты по охране груда, защите в чрезвычайных ситуациях, архитекторы, строители, представители коммунальной, инженерно-технических служб, гражданской обороны, пожарной инспекции и т.д. Поскольку сохранение здоровья рассматривается при этом как частный случай главной задачи - сохранение жизни требования и рекомендации этих специалистов подлежат обязательному учету и интеграции в общую систему здоровьесберегающих технологий. Грамотность учащихся по этим вопросам обеспечивается изучением курса ОБЖ, педагогов - курса «Безопасность жизнедеятельности», а за обеспечение безопасности условий пребывания в школе отвечает ее директор.
5. Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) подразделяются на 3 три подгруппы : 1. организационно-педагогические технологии (ОПТ), определяющие структуру учебного процесса, частично регламентированную в Сан.Пи.Нах, способствующих предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезаптационных состояний 2. - психолого-педагогические технологии (ПИТ), непосредственной работой учителя на уроке, воздействием, которое он оказывает все 45 минут на своих учеников. Сюда же относится и психолого- педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса; - учебно-воспитательные технологии (УВТ), которые включают программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни предупреждению вредных привычек, предусматривающие также проведение организационно - воспитательной работы со школьниками после уроков, просвещение их родителей.
Отдельное место занимают еще две группы технологий, традиционно реализуемые вне школы, но в последнее время все чаще включаемые во внеурочную работу школы: социально адаптирующие и личностно-развивающие технологии (CAЛPT) включают технологии, обеспечивающие формирование и укрепление психологического здоровья учащихся, повышение ресурсов психологической адаптации личности. Сюда относятся разнообразные социально-психологические тренинги, программы социальной и семейной педагогики, к участию в которых целесообразно привлекать не только школьников, но и их родителей а также педагогов; - лечебно-оздоровительные технологии (ЛОТ) составляют самостоятельные медико-педагогические области знаний: лечебную педагогику и лечебную физкультуру, воздействие которых обеспечивает восстановление физического здоровья школьников.
Здоровьесберегающие технологии – Здоровьесберегающие технологии – это образовательные технологии, удовлетворяющие основным критериям: Почему и для чего? однозначное и строгое определение целей обучения, Что? отбор и структура содержания, Как? оптимальная организация учебного процесса, С помощью чего? методы, приемы и средства обучения, Кто? реальный уровень квалификации учителя. Так ли это? объективные методы оценки результатов обучения. это образовательные технологии, удовлетворяющие основным критериям: Почему и для чего? однозначное и строгое определение целей обучения, Что? отбор и структура содержания, Как? оптимальная организация учебного процесса, С помощью чего? методы, приемы и средства обучения, Кто? реальный уровень квалификации учителя. Так ли это? объективные методы оценки результатов обучения.
Термин «здоровьесберегающие образовательные технологии» (далее – ЗОТ) можно рассматривать и как качественную характеристику любой образовательной технологии, её «сертификат безопасности для здоровья», и как совокупность тех принципов, приёмов, методов педагогической работы, которые дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения. Здоровьесберегащая педагогика не может выражаться какой-то конкретной образовательной технологией. В то же время, понятие «здоровьесберегашие технологии» объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся.
Спасибо за внимание.