Множества. Операции над множествами
«Множество есть многое, мыслимое нами как единое» (основатель теории множеств – Георг Кантор).
Примерами множеств могут служить: а) множество всех натуральных чисел, б) множество всех целых чисел (положительных, отрицательных и нуля), в) множество всех рациональных чисел, г) множество всех действительных чисел, д) множество площадей треугольников, е)множество четырехугольников,
Задание: Приведите сои примеры множеств
«Парадокс брадобрея" Одному солдату было приказано брить тех и только тех солдат его взвода, которые сами себя не бреют. Неисполнение приказа в армии, как известно, тягчайшее преступление. Однако возник вопрос, брить ли этому солдату самого себя. Если он побреется, то его следует отнести к множеству солдат, которые сами себя бреют, а таких брить он не имеет права. Если же он себя брить не будет, то попадёт во множество солдат, которые сами себя не бреют, а таких солдат согласно приказу он обязан брить. Парадокс.
Термин множество применяется для обозначения совокупностей.
Элементы множества– объекты или предметы, составляющие множество.
Пустое множество – это множество, не содержащее ни одного элемента. А= Ø
А- множество натуральных делителей числа 24, В- множество натуральных делителей числа 18. А={1,2,3,4,6,8,12,24}, В={1,2,3,6,9,18}, С- множество общих делителей чисел 24 и 18, С={1,2,3,6}. Говорят, что множество С является пересечением множеств А и В.
Пересечением двух множеств А и В называется множество А В, которое состоит из всех элементов, лежащих одновременно в множестве А и в множестве В. А В = {х | х А и х В}
Соотношение между множествами А, В и С можно проиллюстрировать с помощью специальных схем, называемых кругами Эйлера. Множества А и В изображены на рисунке кругами. Фигура, образовавшаяся при пересечении кругов, закрашенная на рисунке, изображает множество С.
А А ВС
Некоторые множества Х и Y не имеют общих элементов. Тогда говорят, что пересечением множеств Х и Y является пустое множество. Ø- обозначение пустого множества. И пишут тогда так: ХY=Ø Например: А={1,3,5,7,9}, В={2,4,6,8}, АВ = Ø.
Множество А не пересекается с множеством В, следовательно их пересечение будет равно пустому множеству. А В =
А- множество натуральных делителей числа 24, В- множество натуральных делителей числа 18. А={1,2,3,4,6,8,12,24}, В={1,2,3,6,9,18}, D- множество, которому принадлежат все элементы множества А и все элементы множества В. Т.е. D={1,2,3,4,6,8,9,12,18,24}. Говорят, что множество D является объединением множеств А и В.
Множество, состоящее из элементов, принадлежащих хотя бы одному из множеств А и В, называют объединением этих множеств и обозначают АUВ=D. Множества А и В изображены на рисунке кругами. Фигура, закрашенная на рисунке, является объединением множеств А и В.
Объединением двух множеств А и В называется множество А В, которое состоит из всех элементов, принадлежащих А или В. А В= {х | х А или х В}.
Решение: X={2, 3, 5, 7, 11, 13, 17, 19, 23}; Y={10,11,12,13,14,15,16,17,18}; Общие элементы: 11,13,17, значит, XY={11,13,17}; XUY ={2, 3, 5, 7,10,11,12,13,14,15, 16,17,18,19,23}. Рассмотрим пример: Х-множество простых чисел, не превосходящих 25; Y- множество двузначных чисел, не превосходящих 19. Найдите пересечение и объединение множеств Х и Y.
Подмножество
Множество В называют подмножеством множества А, если каждый элемент множества В является элементом множества А.
А={0,1,2,3,4,5,6,7,8,9} 1 Какое множество задано путем перечисления его элементов?
Задайте множество лошадей, пасущихся, на Луне. 2
3 Даны множества А = {0, 3, 5, 11, 12, 19}, В = {0, 2, 4, 8, 12, 18,}. Найдите множества AU В, А В
4. Составьте не менее семи слов, буквы которых образуют подмножества множества А={к,а,р,у,с,е,л,ь}.
1.Ус 2. Ель 3.Рука 4.Русь 5.Руль 6. Лак 7. Лес
5. В классе 30 человек, каждый из которых поёт или танцует. Известно, что поют 17 человек, а танцевать умеют 19 человек. Сколько человек поёт и танцует одновременно?
Пусть А - это множество учеников, умеющих петь. Количество элементов в нём по условию равно n = 17. Пусть В - множество учеников, умеющих танцевать. Количество элементов в нём - m = 18. Множество совпадает со всем классом, т.к. каждый ученик в классе поёт или танцует. - это множество тех учеников класса, которые поют и танцуют одновременно. Пусть их количество равно k. Согласно формуле доказанной выше n + m- k = k = 30 k = 6. Ответ: 6 учеников в классе поют и танцуют одновременно.
Сначала заметим, что из 30 человек не умеют петь = 13 человек. Все они умеют танцевать, т.к. по условию каждый ученик класса поёт или танцует. Всего умеют танцевать 19 человек, из них 13 не умеют петь, значит, танцевать и петь одновременно умеют = 6 человек.
6 На фирме работают 67 человек. Из них 47 знают английский язык, 35 - немецкий язык, а 23 - оба языка. Сколько человек в фирме не знают ни английского, ни немецкого языков?
n ( А) = 47 – знают английский язык n ( В) = 35- знают немецкий язык n ( C)= x – не знают ни английский, ни немецкий язык n (A B )= 23 – знают английский и немецкий языки n ( A ) = 67 – работники фирмы
7. Изобразите с помощью кругов Эйлера пересечение множеств K и M, если: а) K L б) L K в) K = L г) K L =
k L L K L=K L а)б) в)г) K