УПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ: ПУТЬ К НОВОМУ СОСТОЯНИЮ СИСТЕМЫ Из опыта работы ГОУ СОШ 619 Санкт-Петербурга Валерий Николаевич Волков
Факторы, определившие логику развития школы Потребность в решении социально-педагогических задач: создание прецедента непрерывности общего образования детей от 2 до 17 лет за счет интеграции дошкольной и школьной ступеней, а также объединения возможностей основного и дополнительного образования; индивидуализация образовательного процесса; создание и апробация системы сопровождения учащихся Потребность в поиске новых организационных решений: осуществление всех изменений в общеобразовательной школе без изменения ее статуса; широкое партнерство с родительской общественностью и построение на этой основе школы нового типа; диверсификация источников финансирования образовательной деятельности для привлечения квалифицированных педагогов и для создания современной образовательной среды
Системный подход к развитию школы ( ) День за днем, успех за успехом... Как ни крути, лучше школы не найти! Дети И Взрослые, Объединяйтесь! Школа будущего строится сегодня
I Программа развития ( ) Общая характеристика программы Ключевые достигнутые результаты Способы оценки выполнения программы Первый опыт определения перспектив развития школы. Программа рассматривалась как документ, поддерживающий работу школы в статусе районной опытно- экспериментальной площадки «Инновационное образовательное учреждение». Реализована полностью Создание основной школы (1998). Открытие нового учебного корпуса. Реализация первого для школы проекта ОЭР «Инновационное образовательное учреждение» Экспертиза (внешняя) специалистами Научно- консультативного совета при НМЦ района (в ходе подведения итогов проведения ОЭР в школе)
II Программа развития ( ) Общая характеристика программы Ключевые достигнутые результаты Способы оценки выполнения программы Программа впервые создана как стратегический документ школы. Программа построена на основе проектного метода. Программа учитывала вероятностный характер развития системы и содержала 3 варианта- сценария действий. Реализована полностью. Всего 68 проектов + 8 дополнительных проектов Создание профильной школы. Первые победы учеников в предметных олимпиадах. Появление и развитие ученического самоуправления. Участие в 6 проектах различного уровня, включение в первые международные проекты. Начало представления опыта работы в СПб и России. Победа в конкурсе «100 лучших товаров России» (2002) Самооценка школы по критериям модели TQM, с 2002 года внешняя экспертиза в рамках участия в региональном конкурсе «Премия качества С-Петербурга» Мониторинг выполнения программ ежегодно на итоговых педсоветах
III Программа развития ( ) Общая характеристика программы Ключевые достигнутые результаты Способы оценки выполнения программы Программа являлась переходной на период подготовки к переезду в новый учебный корпус и обустройства в нем. Программа отмечена грантами в рамках ПНПО в 2006 и 2008 годах. Реализована полностью. Всего 20 проектов. Открытие нового учебного корпуса с современной образовательной средой (2007) Создание на базе школы районного ресурсного центра по проблемам управления образованием (2008) Победа в региональном конкурсе «Премия качества С-Петербурга» (2007) Общественная (внешняя) экспертиза в ходе участия школы в конкурсах ПНПО (2006 и 2008 годы)
Ключевые достижения школы за годы победитель федеральной программы «100 лучших товаров России» с начало представления учащихся на предметных олимпиадах и в конкурсах 2002 и победитель регионального и федерального конкурса «Модели ученического самоуправления» дипломант конкурса «Премия Санкт-Петербурга по качеству» (II место) победитель конкурса ООУ, внедряющих инновационные образовательные программы в рамках ПНП «Образование» участник конкурса «Лучшие школы России» открытие нового учебного корпуса школы победитель конкурса «Премия Санкт-Петербурга по качеству» победитель конкурса ООУ, внедряющих инновационные образовательные программы в рамках ПНП «Образование»
IV Программа развития ( ) Навстречу новым достижениям!.. Хорошее образование – ресурс благосостояния Завтрашний лидер – успешный ученик сегодня
Особенности развития школы Развитие носит вероятностный характер, оно обусловлено многообразием внутренних и внешних факторов Факторы различаются по происхождению, направленности и периодичности действия, степени и характеру Цели и задачи, которые ставит школа перед собой в виду влияния этих факторов могут быть достигнуты/решены быстрее/медленнее или не достигнуты/не решены вовсе; они могут быть реализованы частично Программа развития школы на годы выстраивается в 3 сценариях: антикризисный, оптимальный и расширенный + специальный план действий на 2009 год
Антикризисный сценарий развития Возможности: образовательный процесс + продолжение 12 проектов, начатых ранее
Оптимальный сценарий развития Возможности: образовательный процесс + продолжение 12 проектов, начатых ранее + 6 НОВЫХ ПРОЕКТОВ
Расширенный сценарий развития Возможности: образовательный процесс + продолжение 12 проектов, начатых ранее + 14 НОВЫХ ПРОЕКТОВ