Для рассмотрения второго следствия из закона Ньютона (первое – закон сохранения импульса) необходимо определить такую физическую величину как энергия. Для этого необходимо вспомнить некоторые понятия из курса физики 7 и 8 классов.
В смысл понятия работа вкладывается процесс, сущностью которого является преобразование видов движения или передача движения телами друг другу. Энергию чаще всего понимают как способность тел совершать работу или как «запас работы», которую может совершить тело.
Энергия - способность тела совершать работу. Тело обладает энергией, если при соответствующих условиях оно может совершить работу. В каждом разделе физики изучается свой вид энергии (внутренняя, электромагнитная, ядерная). В механике изучают механическую энергию.
Механическая энергия Кинетическая энергия (энергия движения) Е к Потенциальная энергия (энергия взаимодействия) Е п
Любое движущееся тело обладает кинетической энергией.
Обладая энергией тело способно совершить работу Тело большей массы способно совершить большую работу, то есть обладает большей энергией. m=1 m=2 m=3 Е к зависит от массы.
0 0 Тело с большей скоростью способно совершить большую работу, то есть обладает большей энергией. Е к зависит от скорости.
Вывод формулы кинетической энергии.
Тело находящееся на некоторой высоте, относительно нулевого уровня, обладает потенциальной энергией.
Вывод формулы потенциальной энергии.
Деформированное тело обладает потенциальной энергией.
Полная механическая энергия.
Решение задач.
1. Найти кинетическую и потенциальную энергию тела массой 100 г, которое на высоте 4 м имело скорость 36 км/ч.
2. Тело, движущееся со скоростью 5 м/с, имеет кинетическую энергию 25 Дж. Найдите массу этого тела.
Самостоятельная работа. Вариант 1. Вариант 2. Тело, массой 3 кг обладает потенциальной энергией 60 Дж. Определите высоту, на которую поднято тело над землей. Тело, поднятое на высоту 3 м относительно земли, обладает потенциальной энергией 90 Дж. Определите массу тела.
1. 2.
Домашнее задание: Параграф , 80.
Энергия ветра Человечество начало использовать энергию ветра тысячи лет назад. Первое упоминание относится к 5000 годам до нашей эры, когда люди переплывали реку Нил под парусами. Персы применяли ветряные мельницы для накачки воды и размалывания зерна. Примерно в это время построили первые ветряные мельницы, вырабатывающие электричество. Они стали прообразами современных высокомощных ветрогенераторов. В Голландии, земли которой часто затоплялись, с помощью мельниц откачивали лишнюю воду. Позже с течением столетий конструкция мельниц была значительно усовершенствована. В конце девятнадцатого века вместо тяжелых и неэффективных крыльев стали применять стальные, отличавшиеся легкостью и долговечностью.
В наши дни люди все больше понимают, что эта область является очень перспективной альтернативой ископаемого топлива. К 2000 году глобальная энергетическая емкость ветряных установок превысила мегаватт, что примерно равно 16 миллиардам киловатт-час электричества. Подсчитано, что ветрогенераторы, установленные на 1 % территории США, могут покрыть 20 % нужды в электроэнергии.