Правописание приставок ПРИ-, ПРЕ-
технологические этапы урока 1.Вызовигра «Волшебный ящик» 2. Осмысление содержания маркировка текста, работа с таблицей, работа с карточками в группах 3. Рефлексияподобрать (создать) рисунок к тексту, заполнить кластер
1. Вызов Игра «Волшебный ящик»
ЗнаюХочу узнатьУзнал новое
Цели: * уметь формулировать правило о правописании приставок пре- и при-. * Распознавать приставки, где написание зависит от их значения. *Научиться применять это правило для написания слов с приставками пре-, при-. *Подбирать слова с приставками при- и пре-. *Приводить примеры с написанием Е/И в приставках при-, пре-.
2. Осмысление содержания Маркировка текста. Работа с таблицей «Значение приставок» (заполнение примерами). Упражнение с карточками. Игра «Словесный мячик». Работа с текстом.
Маркировка текста. Используйте пометы: «v», - уже знал, «+» - новое, «-» - думал иначе, «?» - непонятно В русском языке существуют приставки, которые всегда пишутся одинаково. Это приставки: над- (надпись), от- (отдать), за- (засмотреться).Правописание приставок воз-, вос-; из-, ис; без-, бес- зависит от того, какой согласный следует дальше: звонкий – на конце приставки пиши «з»; глухой – «с». Правописание приставок пре- и при- зависит от значения. Рассмотрите таблицу, сделайте вывод.
ПриставкаЗначение приставкиПримеры При- 1. Приближение 2. Присоединение 3. Близость к чему- либо 4. Неполное действие Пре- 1. Сходно со значением слова очень 2. Сходно со значением приставки пере- Значение приставок
Звери в лесу задумали соревнование: «Кто быстрее всех?» Приближение старт финиш прискачет приползёт прилетит При-
присоединение пришить прибить При-
Поезд около города пригородный поезд При-
Близость к чему-либо (около) (около школы) пришкольный участок При- (около моря) приморский город
Неполное действие При-
В прекрасном замке на горе Жила-была приставка ПРЕ-. Особа преотважная, Важная-преважная, Гордая - прегордая, Добрая-предобрая. Её считали очень мудрой И называли все Премудрой. пре Пре-
сходно со значением слова «очень» Пре- очень красивая - прекрасная очень милая – премилая очень мудрая – премудрая очень интересная - преинтересная
сходно по значению с приставкой ПЕРЕ- Пре- перегородить = преградить переломить = преломить
Поднимите карточки с цифрами, соответствующими значению приставки ПРИ- 1) Час обеда приближался, Топот по двору раздался. 2) Кто-то терем прибирал Да хозяев поджидал. 3) Пирожок лишь разломила Да кусочек прикусила. 4) Пушки с пристани палят, Кораблю пристать велят. 6) Только поп один Балду не любит, Никогда его не приголубит. 7) Приплыла к нему рыбка, спросила: «Чего тебе надобно, старче?» Кто автор этих строчек ? (1) (4) (1) (4) (1) Александр Сергеевич Пушкин
Поднимите карточки с цифрами, соответствующими значению приставки ПРЕ- *Что ж он видит? - Прекрасивых Двух коней золотогривых Да игрушечку-конька Ростом только в три вершка… *Тут Иван с конька слезает И преважно отвечает: Вот тебе и сундучок! Да вели-ка скликать полк: Здравствуй, царь наш со царицей! С распрекрасной Царь- девицей! Кто автор этих строчек ? (1) Пётр Павлович Ершов
СЛОВЕСНЫЙ МЯЧИК Заменить словосочетания одним словом с приставками пре- при-. Присоединить при помощи верёвки Край при море Чуть-чуть открыть окно Очень милый Приближение рыбы Участок при усадьбе Очень неприятный Приближение круглого предмета Не полностью сгорело - ПРИВЯЗАТЬ - ПРИМОРСКИЙ - ПРИОТКРЫТь - ПРЕМИЛЫЙ - ПРИПЛЫЛА - ПРИУСАДЕБНЫЙ - ПРЕНЕПРИЯТНЫЙ - ПРИКАТИЛСЯ - ПРИГОРЕЛО
1. Заменить данные в скобках слова словами с приставками ПРЕ- и ПРИ-. 2. Определить тему текста. (Об удавах. Об интересном случае из жизни пресмыкающихся.) В зоопарк из-за границы (доставили) два (очень больших) удава. Был зимний поздний вечер, и сотрудники решили змей оставить в изоляторе. Утром обнаружили, что удавы исчезли. Крышка ящика оказалась (не совсем закрытой): её плохо (закрепили гвоздями). Бросились искать. На снегу две широкие зигзагообразные полосы – следы беглецов. Нашли их метрах в пятнадцати от окна. Удавы закоченели. (Доставили) их в помещение – никаких признаков жизни. Змей поместили в воду. Минут через десять они зашевелились. (Долили) тёплой воды – удавы( изменились), ожили.
Проверь! В зоопарк из-за границы прибыли два преогромных удава. Был зимний поздний вечер, и сотрудники решили змей оставить в изоляторе. Утром обнаружили, что удавы исчезли. Крышка ящика оказалась приоткрытой: её плохо прибили. Бросились искать. На снегу две широкие зигзагообразные полосы – следы беглецов. Нашли их приблизительно метрах в пятнадцати от окна. Удавы закоченели. Принесли в помещение – никаких признаков жизни. Змей поместили в воду. Минут через десять они зашевелились. Прибавили тёплой воды – удавы преобразились, ожили.
Физкультпауза Руками прихлопаем, Ногами притопаем, Приподнимемся на цыпочки, Приостановимся, дух переведем, Присядем и приостановленную работу Опять начнем.
Рефлексия Запишите в кластере, что узнали нового. приста вки При- Пре -
Домашнее задание: озаглавьте текст, зашифруйте слова с приставками при- и пре – рисунками. Осенью лес молчит. Пр…слушайся! Какая стоит тишь! Пр…умолкли птицы. Ветка пр…гнулась и пр…коснулась к твоему лицу. Пр…рода зовёт, манит к себе. Настроение пр…поднимается. Кажется, что пр…одолимы все пр…пятствия.