11(23) июня 1889г. 5 марта 1966г.
г. Санкт – Петербург Адмиралтейство
Памятник Петру I
Город, горькой любовью любимый. Был блаженной моей колыбелью Темный город у грозной реки И торжественной брачной постелью…
А. С. Пушкин
«Медный всадник.» «На берегу пустынных волн Стоял он, дум великих полн, И вдаль глядел. Пред ним широко Река неслася; бедный челн По ней стремился одиноко...» «…Прошло сто лет, и юный град, Полнощных стран краса и диво, Из тьмы лесов, из топи блат Вознесся пышно, горделиво…» «…Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид, Невы державное течение, Береговой её гранит, Твоих оград узор чугунный, Твоих задумчивых ночей Прозрачный сумрак, блеск безлунный…»
«…Люблю воистинную живость Потешных Марсовых полей, Пехотных ратей и коней Однообразную красивость, В их стройно зыблемом строю Лоскутья сил знамен победных, Сиянье шапок этих медных, Насквозь простреленных в бою. Люблю, военная столица, Твоей твердыни дым и гром, Когда полнощная царица Дарует сына в царский дом..»
«…Все перед ним завалено; Что сброшено, что снесено; Скривились домики, другие Совсем обрушились, иные Волнами сдвинуты; кругом, Как будто в поле боевом, Тела валяются…» «…В порядок прежний все вошло. Уже по улицам свободным С своим бесчувствием холодным Ходил народ. Чиновный люд, Покинув свой ночной приют, На службу шел…»
Н. А. Некрасов
«РАЗМЫШЛЕНИЕ У ПАРАДНОГО ПОДЪЕЗДА.» « Раз я видел, сюда мужики подошли, Деревенские русские люди… Армячишка худой на плечах, По котомке на спинах согнутых, Крест на шее и кровь на ногах, В самодельные лапти обутых ( Знать, брели-то долгонько они Из каких-нибудь дальних губерний). Кто-то крикнул швейцару: «гони! Наш не любит оборванной черни!»
«ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА.» « В синем кафтане – почтенный лабазник, Толстый, присадистый, красный, как медь, Едет подрядчик по линии в праздник, Едет работы свои посмотреть… «С богом, теперь по домам,- Поздравляю! (Шапки долой – коли я говорю!) Бочку рабочим вина выставляю И – недоимку дарю!..» Выпряг народ лошадей – и купчину С криком «ура!» по дороге помчал. Кажется, трудно отрадней картину Нарисовать, генерал?»
«Тот город, мной любимый с детства, В его декабрьской тишине Моим промотанным наследством Сегодня показался мне. Все, что само давалось в руки, Что было так легко отдать: Душевный жар, молений звуки И первой песни благодать…»
Роль Петербурга в судьбе героини Облик Петербурга в стихотворени ях Противоречи вость в изображении Петербурга Традиции в изображ. Петер. До Революции После Революции период ВОВ
Роль Петербурга в судьбе героини Облик Петербурга в стихотворениях Противоречивость в изображении Петербурга Традиции в изображ. Петер. До Революции Фон, декорация, свидетель, он помогает героине, переживающей боль и страдание, выйти к просветлению Парадный Петербург(Исакий, статуя Петра, Летний сад, высокий царский дом и Петропавловская крепость) Холоден, трагичен (ветер душный и суровый с черных труб сметает гарь с др.). В таком городе возможна лишь неразделенная любовь. Пушкинские После Революции Любимый город, сохраняемый горожанами, с которыми героиню объединяет общая забота о нем. Петербург становится собеседником, добрым другом. Парадный Петербург и бедняцкие окраины (что ни дом – в болото щель, кабаки, заплеванная мостовая). Священный град Петра и столица дикая, ставшая местом добровольного заключения. Друг и враг (в черном ветре злоба и воля) Некрасовские период ВОВ Петербург и петербуржцы становятся близкими, родными героине, её семьёй. Нет зримого образа. Город – живой, дышащий, слышащий организм. Петербург – это люди. Противоречий нет, потому что все и всё подчинено общей цели: защите города и его достояния. Новаторство