МДОУ детский сад комбинированного вида 29 «Пчёлка»
Что я слышу – забываю. Что я вижу – я помню. Что я делаю – я понимаю. Конфуций «…в деятельности экспериментирования ребёнок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения». Академик Н.Н. Поддьяков
Элементарная опытническая деятельность детей во второй младшей группе В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворять присущую ему любознательность (почему? зачем? как? что будет, если?), почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем. При этом взрослый - не учитель-наставник, а равноправный партнёр, соучастник деятельности, что позволяет ребёнку проявлять собственную исследовательскую активность.
Опыты с водой. Коль с водой имеем дело, Рукава засучим смело. Пролил воду – не беда: Тряпка под рукой всегда. Фартук – друг: он нам помог, И никто здесь не промок. *определение температуры воды на ощупь *смешивание горячей и холодной воды до состояния тёплой *знакомство со свойствами воды (жидкая, льётся, прозрачная, чистая, грязная, может превращаться в лёд и обратно в воду, без запаха)
Опыты с песком Если сыплешь ты песок – Рядом веник и совок. *знакомство со свойствами песка (сухой, сыплется, сырой, мокрый, влажный, из него лепятся пирожки)
Опыты с бумагой *знакомство с внешними признаками бумаги (разноцветная,гладкая, шероховатая, толстая, тонкая). *знакомство со свойствами бумаги (мнётся, рвётся, режется ножницами, складывается,намокает, тонет в воде, шуршит).
Опыты с воздухом Через нос проходит в грудь И обратно держит путь. Он не видимый, и всё же Без него мы жить не можем. (Воздух) *свойства воздух (невидим, находится вокруг нас); *воздух может передвигать предметы.
Знакомство с глиной *изучение свойств глины (мягкая, мнётся, можно делить на части, оторвать кусочек, раскатывается, может принимать разную форму, можно лепить разные предметы).
Знакомство с тканью. * ткань мнётся, рвётся с трудом, режется ножницами, намокает и тонет в воде.
Знакомство с плавучестью предметов. *малыши, выполняя опыты с водой и предметами, узнают о таком их свойстве, как плавучесть.
Игры – эксперимен- тирования Задачи : *развивать представления детей об окружающем мире; * развивать органы чувств дошкольников; * развивать сенсорную сферу ребёнка. Игры, типа, «Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем». Дидактические игры: *«Чудесный мешочек», *«Угадай, что звучит?» ( «Угадай, на чём играю?»), *«Отгадай на вкус», * «Отгадай на ощупь», * «Отгадай по запаху».
Знакомство с деревом *признаки дерева (тёплое, шероховатое, шершавое); *свойства дерева ( плавает в воде, не тонет, издаёт звук, если по нему стучать).
«…О сколько нам открытий чудных Готовит просвещенья дух! И опыт – сын ошибок трудных, И гений – парадоксов друг…» А.С.Пушкин До новых открытий!