«Троица» - Андрея Рублёва. Ученица: Елизавета Шамолюк 8 «Б» класс, гимназия 43. Педагог: Гордон Татьяна Леонидовна, гимназия 43.
«Троица» Андрея Рублёва.
История создания картины. Андрей Рублёв – монах Троицкого монастыря написал эту икону для главного собора.
Сюжет и идея. Сюжет самой иконы построен на 18-й главе Бытия, где описывается как Бог в виде трёх мужей или ангелов явился праотцу Аврааму и его жене Сарре у мамврийского дуба…
Попытки «воссоздать» Троицу. Многие иконописцы той эпохи пытались воссоздать Троицу на иконе именно такой, какой она описана в Православном учении. Но никому не удавалось….
Описание. Вокруг стола перед чашей в задумчивости восседают три ангела…
Ангелы образуют круг, как мы уже говорили, символ вечности, любви и света. Ангелы в одеяниях тёплых тонов склоняют головы с задумчивостью, которую простой смертный постичь не может. В иконе нет ни действия, ни движения, которое подвластно простому человеческому глазу, - но икона «живёт», никак иначе нельзя назвать тот факт, что как бы смотрящий не становился возле иконы, он никогда не сможет заглянуть ангелам прямо в глаза. Их глаза смотрят куда-то в вечность.
За каждым из трёх ангелов - символ. За средним – мамврийский дуб. За вторым ангелом возвышаются стройные палаты. За третьим ангелом возвышается гора.
Наклон голов двух ангелов в сторону третьего объединяет их между собой, а жесты рук их направлены к чаше, стоящей на столе.
Мы также видим, что ангелов трое, а чаша всего лишь одна. Это и есть композиционный и смысловой центр иконы. Смысл состоит в том, что три ангела Великого совета находятся в сокровенной, недоступной уху простого смертного беседе. Содержание беседы печально, жертвенная чаша – символ добровольной жертвы Сына.
Существует мнение, будто бы Рублёв старался в своей иконе «Троица» придерживаться готического и итальянского стиля. В свете новейших исследований следует заметить, что это не так: эталоном для Рублёва скорее служили византийские художники, нежели итальянские. И главным источником его вдохновения была столичная, константинопольская живопись.
Все иконы той эпохи очень мрачны, Рублёв же хотел, чтобы краски зазвучали во всю свою мощь. Он добыл ляпис-лазури, драгоценнейшей и высокочтимой среди мастеров краски и, не смешивая её с другими красками, бросил всю её цветовую силу во всём обаянии…
Андрей Рублёв. Что же касается самого Андрея Рублёва – о нём, к сожалению, до наших дней дошло очень мало. С точностью известно только то, что он был монахом иконописцем в Сергиево-Троицком монастыре.
Троица на Руси. Символ «Троицы» всегда много значил для России. Тогда, в тот сложный момент Троица обозначала единство, и не было другого более созвучного призыва для Руси, находившейся в состоянии феодальной раздробленности.
В России существует также праздник Троицы, он празднуется на 50-й день после Пасхи, в воскресение.
Праздник Троицы.
Моё отношение к картине. Я познакомилась с иконой «Троица» в семь лет, впервые побывав в «Третьяковской галерее». Есть наверное у каждого человека такие картины, такая музыка, может быть фильмы, которые повиляли на мировоззрение человека, на его «строящееся» «Я», которые он увидел когда-то и понял – вот оно родное мне и близкое. У меня этим произведением стала икона «Троица» Андрея Рублёва….
Источники: В.Н.Лазарев «Русская иконопись» от истоков до начала ХVI века – издательство «Искусство» Д.С. Лихачёв «Троица» и древнерусская литература. «Шедевры русской живописи» - издательство «Белгород» Все иллюстрации взяты из поисковой системы yandex.ru И.Э. Грабарь. «Троица» Рублёва». М.1950 Н.Демина «Троица» Рублёва» М.1963.
Спасибо за внимание!