Реализация идей ФГОС в литературном образовании ФГОС и УМК Г. С. Меркина Ермолаева Кристина Алексеевна, учитель русского языка и литературы МАОУ «СОШ «Комплекс.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
АПРОБАЦИЯ УМК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ. Основные идеи ФГОС в предмете «Русский язык » Достижение результатов освоения курса русского языка на личностном,
Advertisements

ИздательствоИздательство Сохраняя традиции… «Русское слово»
Стандарты второго поколения Примерные программы основного общего образования Литература ст. преподаватель кафедры ФО Сверкунова Е. В.
Стандарты второго поколения Примерные программы основного общего образования Литература ст. преподаватель кафедры ФО Сверкунова Е. В.
Сохраняя традиции, связывая поколения…. для учителей русского языка и литературы.
Программы для общеобразовательных учреждений под редакцией Г.И. Беленького В сборник включены программы для 5 – 9-х классов общеобразовательных учреждений,
Методические рекомендации по составлению рабочих программ учебных предметов (школа молодого педагога) г. Гай.
Система работы по учебному комплексу Г.С.Меркина Из опыты работы заслуженного учителя РФ Ворониной О.Г.
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ФГОС (литература). Общая характеристика программы Примерная программа по литературе для основной школы составлена на основе Фундаментального.
Методические рекомендации по составлению рабочих программ учебных предметов.
Исследователь воспитатель консультант организатор навигатор работы со знанием руководитель проектов специалист, способный к изменениям в своей профессиональной.
Основные образовательные программы основного Основные образовательные программы основного общего образования.
Классическая начальная школа Джежелей О. В. «Чтение и литература» 1-4 классы.
Алгоритм создания рабочей программы учителя русского языка.
Дидактическое и методическое обеспечение образования. Образовательная область «Филология» Кафедра языкового и литературного образования ГБОУ ДПО ЧИППКРО.
В свете требований ФГОС. обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования максимальный объем учебной нагрузки обучающихся.
Итоги первого года работы по ФГОС. Методические рекомендации при переходе к работе по новым федеральным стандартам. Е.А.Халиуллина, методист ИМО ГМЦ.
Рабочая программа учителя по предметам начального общего образования Ярославль, 2010.
Семинар для педагогических работников МБОУ «СОШ 5» г.Усинска.
РАЗРАБОТКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ : РАЗДЕЛ « ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА СТУПЕНИ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО.
Транксрипт:

Реализация идей ФГОС в литературном образовании ФГОС и УМК Г. С. Меркина Ермолаева Кристина Алексеевна, учитель русского языка и литературы МАОУ «СОШ «Комплекс «Гармония» Великого Новгорода 2012

ФГОС в литературе УМК Г.С.Меркина Рабочая программа Фундаментальное ядро содержания общего образования Требования к результатам основного общего образования Программа развития и формирования УУД Преемственность с программами начального общего образования Современные подходы

Отличительные особенности Результат: личностный, метапредметный и предметный Соответствие ФГОС Преемстсвенность в обучении От фольклора к литературе 20 века Логичность и последовательность Региональный компонент Принцип: концентрический, историко-хронологический проблемно-тематический с выходом на линейный на историко –литературной основе Внутрипредметные и межпредметные связи Система заданий соответствует возрасту Вариативность, уровневая и профильная дифференциация Современные подходы: деятельностный, личностно- ориентированный, практико-ориентированный, компетентностный Помощник

Общая характеристика учебного предмета ФГОС в литературе Принципы курса: 5-8 класс – сочетание концентрического, историко- хронологического и проблемно- тематического; 9-11 класс – линейный принцип на историко- литературной основе УМК Г.С.Меркина Принципы курса: 5-9 класс - сочетание концентрического, историко- хронологического и проблемно- тематического; 9-11 класс – линейный принцип на историко- литературной основе

Общая характеристика учебного предмета ФГОС в литературе Разделы: УНТ Древнерусская литература Русская литература 18 века Русская литература 19 века Русская литература 20 века Литература народов России Зарубежная литература Обзоры Сведения по теории и истории литературы Диагностический, текущий и итоговый контроль УМК Г.С. Меркина Разделы

Корректировка в соответствии с ФГОС Из мифологии. «Одиссей на острове циклопов. Полифем» (в пересказе Н.А. Куна) И.А. Крылов «Ворона и Лисица», «Волк на псарне», «Демьянова уха», «Свинья под дубом» Ф.И. Тютчев «Есть в осени первоначальной…», «Весенние воды» И.С. Тургенев «Муму», «Воробей», «Русский язык» И.А. Бунин «Густой зеленый ельник у дороги…», «В деревне» А.П. Платонов «Никита» «Гомер. Одиссея. Песнь девятая» (фрагмент, в переводе В.В. Вересаева) И.А. Крылов «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Волк на псарне», «Свинья под дубом» Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза», «Весенние воды», «Есть в осени первоначальной…» И.С. Тургенев «Муму», «Два богача», «Воробей», «Русский язык» И.А. Бунин «Густой зеленый ельник у дороги», «В деревне», «Подснежник» А.П. Платонов «Никита», «Цветок на земле» В.П. Астафьев «Васюткино озеро», Цветная вклейка с репродукциями картин В рубрике «Для вас, любознательные!»- краткая информация об основных жанрах живописи Список произведений для заучивания наизусть Итоговые вопросы и задания 5 класс Прежде Стало

Корректировка в соответствии с ФГОС Из мифологии А.С. Пушкин «Зимнее утро» М.Ю. Лермонтов «Тучи», «Парус», «Листок» А.А. Ахматова «Мужество», «Победа» О. Генри «Вождь краснокожих» Из мифологии. В рубрике «Для вас, любознательные!»: кратко о «Калевале», «Песнь о Роланде», «Песнь о Нибелунгах» А.С. Пушкин «Зимнее утро», «Зимний вечер» М.Ю. Лермонтов «Тучи», «Парус», На севере диком стоит одиноко…», «Листок» А.А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие…», «Мужество», «Победа», «Родная земля» Из зарубежной литературы. О. Генри «Вождь краснокожих», «Дары волхвов» Д.Лондон «Белый клык»- в рубрике «Советуем прочитать!» Цветная вклейка с репродукциями картин. В рубрике «Для вас, любознательные»- о древнерусской миниатюре (1 часть) и военном плакате (2 часть) 6 класс Было стало

Корректировка в соответствии с ФГОС Г.Р. Державин «Властителям и судиям» Д.И. Фонвизин «Недоросль» А.С. Пушкин «К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд…», «Туча», «Песнь о вещем Олеге», «Полтава» М.Ю. Лермонтов «Родина», «Песня про..» А.А. Фет «зреет рожь над жаркой нивой…», «Вечер» М. Горький «Автобиография», «Детство», «Старуха Изергиль» А.И. Куприн «Куст сирени», «Alez» С.А. Есенин «Я покинул родимый дом…», «Отговорила роща золотая…» И.С. Шмелев «Русская песня» В.М. Шукшин «Слово о малой родине», «Микроскоп» Русские поэты XX века о России У. Шекспир. Сонеты 30, 54, 90, 102 Г. Тукай «Книга» Г.Р. Державин «Властителям и судиям»+ «Псалом Асафа» - в рубрике «Исследовательский проект» (задание на Сравнение стихотворения с первоисточником) Д.И. Фонвизин «Недоросль»+ Ж.Б. Мольер «Мещанин во дворянстве» (фрагмент) – в рубрике «Для вас, любознательные!» А.С. Пушкин «К Чаадаеву», «Два чувства дивно близки нам…»(+ рубрика «Исследовательский проект» - задание на сравнение редакций стихотворения), «Во глубине сибирских руд…», «Анчар», «Туча», «Песнь о вещем Олеге», «Полтава» М.Ю. Лермонтов «Три пальмы (Восточное сказание)», «Родина», «Песня про…» Ф.И. Тютчев «С поляны коршун поднялся…», «Фонтан» Было стало 7 класс (фрагмент)

Контроль: диагностический, текущий и итоговый Усвоение навыка выразительного чтения; Развитие элементов исполнительской интерпретации худ. пр-я в чтении наизусть, инсценирование текста, чтение по ролям; Пересказ как средство выявления навыков монологической речи и понимания сюжета, характеров героев-персонажей; Письменное высказывание по литературной или нравственно- этической проблеме как форма диагностики уровня письменной речевой культуры и понимания основных аспектов содержания пр-я; Уроки-консультации по руководству проектной деятельностью учащихся; Зачеты, семинары, тесты (задания, ориентированные на проведение ЕГЭ и упражнений олимпиадного типа): –Зима в стихотворении С.А.Есенина а) мяукает, б) кукует, в) аукает, г) свистит ( 5 класс, уровень А) –Выпишите из текста эпитеты и определите цель использования (5 класс, уровень В)

Современные подходы Рубрика «Вопросы и задания» - Развитие речи: урок-диалог, урок- экскурсия и т.д.; Рубрика «После уроков» - внеурочная деятельность: Игра «Умники и умницы», КВН, литературные гостиные, исследовательские и творческие проекты, конкурсы, коллективные дела (типы и модели) и т.д. Системно- деятельностный подход (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов Рубрика «Вопросы и задания» урок- практикум; Рубрика «Краткий словарь» Рубрика «Живое слово»; Рубрика «Пофантазируем!»; Рубрика «Советуем прочитать!»; Сотрудничество + собственные открытия Практико- ориентированный подход ??? ФГОС УМК Г. С. Меркина

Современные подходы Рабочие тетради с дифференцированными, творческими заданиями; Рубрика «Для Вас, любознательные!» Рубрика «Вопросы и задания» - краеведение Личностно- ориентированный подход (В.Д. Шадриков, В.И. Слободчиков, И.С. Якиманская) Рубрика «Вопросы и задания» (межпредметные и внутрипредметные связи: литература, музыка, ИЗО, история, русский язык); Рубрика «В мире художественного слова» (ИВС, интеграция с русским языком, работа с источниками, культура речи) Компетентносный подход (коммуникативная, языковая, лингвистическая, культуроведческая компетенция) ФГОС УМК Г. С. Меркина

Реализация программы формирования УУД в школе – ключевая задача внедрения ФГОС

УУДПримеры фраз – конструктов из учебника-хрестоматии (5 кл.) ПознавательныеКто…, что…, где…, когда…? Почему…, как…, каким образом…, чем …? Какие литературные средства помогают…? Какое понятие… ? Какую роль …? Расскажите о …, перескажите…, озаглавьте…, составьте, создайте…, подготовьте…, выпишите из словаря… На основе …. сформулируйте… Определите значение следующих слов… Подтвердите предположение…, приведите примеры… Сопоставьте иронию с юмором, сравните, выделите, определите общее и отличное, Найдите в тексте кульминацию, детали…, худ. приемы… Что бы вы…, если бы…, если вы пробовали КоммуникативныеСформулируйте вопросы … Проведите….Выработайте…. Объясните…. Докажите…. Аргументируйте…

Требования к рабочей программе Пояснительная записка; Общая характеристика учебного предмета, курса; Описание места учебного предмета, курса в учебном плане; Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса; Содержание учебного предмета, курса; Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности; Описание учебно-методического и материально- технического обеспечения образовательного процесса; Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.

Место курса «Литература» в базисном плане Примерная программа по литературе для основного общего образования отражает инвариантную часть и рассчитана на 400 ч. Вариативная часть составляет 55 ч. (12 % времени от общего количества часов) и формируется авторами рабочих программ.

Сообщество «Учитель-менеджер»

Тематическое планирование

Современные требования к оснащению учебного процесса

Контакт - эл. - личный сайт Сообщество «Учитель-менеджер»