ФИЛОСОФСКАЯ ЛИРИКА А.С.Пушкина Анализ стихотворения «Вновь я посетил…»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
А.С. ПУШКИН. «Вновь я посетил…» АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ Историко-биографический материал Место стихотворения в творчестве поэта Ведущая тема Лирический сюжет.
Advertisements

Философская лирика А.С.Пушкина Выполнили ученики 10 «А» класса: Яковлева, Ильичев, Кузнецов, Горбунов, Загороднов, Шишляков, Сафина.
Субъект высказывания в лирическом произведении художественный двойник автора- поэта Лирический герой.
Анализ лирического произведения. А.С.Пушкин «К морю»
Анализ стихотворения. ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН АНАЛИЗА ЛИРИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ 1. Тема.Тема 2. Идея (основная мысль). 3. Каков основной мотив стихотворения (основное.
Знакомство с поэзией разных авторов 19 века повторение изученного по истории и теории литературы развитие умений определять тему, основную мысль, мотив.
Как рождается рождается художественный художественный образ образ.
Анализ стихотворения. ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН АНАЛИЗА ЛИРИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ 1. Тема.Тема 2. Идея (основная мысль). 3. Каков основной мотив стихотворения (основное.
Шепеленко Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы Персональный сайт: Муниципальное казённое образовательное учреждение.
Художественный мир русской поэзии начала XX века. Поэзия Серебряного века как эстетический феномен.
Что есть красота ? Как мир меняется! И как я сам меняюсь! Лишь именем одним я называюсь,- На самом деле то, что именуют мной,- Не я один. Нас много. Я.
Презентация к уроку литературы в 9 классе). Автор и читатель.
Федор Иванович Тютчев. Основные темы, мотивы и образы поэзии Ф. И. Тютчева. Произведения Тютчева составляют единое поэтическое целое. Произведения Тютчева.
Маленькая дверца в большой мир Тема природы в лирике русских поэтов 19 века.
Обучение созданию рецензии на поэтический текст (презентация к уроку литературы в 9 классе)
Особенности поэтического мира Н.Рубцова Урок-обобщение в 8 классе.
Как весел грохот летних бурь, Когда, взметая прах летучий, Гроза, нахлынувшая тучей, Смутит небесную лазурь И опрометчиво-безумно Вдруг на дубраву набежит,
«Подруга дней моих суровых…» Открытый урок по литературе в 5 классе (урок, посвящённый няне А.С.Пушкина) Учитель Кудряшова Т.М.
Анализ стихотворения Хвощевская Лариса Михайловна учитель русского языка и литература МОСШ п.Верхнеказымский.
Человек и природа в лирике М.Ю.Лермонтова Лермонтов-поэт совсем другой эпохи… Г.В.Белинский.
Транксрипт:

ФИЛОСОФСКАЯ ЛИРИКА А.С.Пушкина Анализ стихотворения «Вновь я посетил…»

Цель: знакомство с философской лирикой Задачи. 1. Отработка навыка чтения поэтического текста, анализа поэтического текста. 2. Развитие логической речи. 3. Воспитание понимания бесценности жизни, любви к жизни.

Актуализация знаний 1. Объясните значение слова «философия». 2. Объясните выражение «философская лирика». 3. Когда человек обращается к философским произведениям?

«Вновь я посетил…» (1835) 1. ТЕМА СТИХОТВОРЕНИЯ. 2. КОМПОЗИЦИЯ СТИХОТВОРЕНИЯ. 3.ИДЕЯ СТИХОТВОРЕНИЯ. 4.ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТИХОТВОРЕНИЯ. МИХАЙЛОВСКОЕ. ДОМ ПОЭТА. ДОМИК НЯНИ ПОЭТА

КОМПОЗИЦИЯ 1. Приезд в Михайловское. 2. Воспоминания поэта. 3. Обращение к будущему. КАКОЙ ОБРАЗ (КАКИЕ ОБРАЗЫ) ЗАНИМАЮТ ЦЕНТРАЛЬНОЕ МЕСТО В СТИХОТВОРЕНИИИ? КАКОЙ ОБРАЗ (КАКИЕ ОБРАЗЫ) ЗАНИМАЮТ ЦЕНТРАЛЬНОЕ МЕСТО В СТИХОТВОРЕНИИИ? (Первоначальное название стихотворения – «Сосны»). (Первоначальное название стихотворения – «Сосны»).

СОСНЫ, МОЛОДАЯ ПОРОСЛЬ – СИМВОЛИЧЕСКИЙ ОБРАЗ. КАКОЙ? КАКАЯ ИДЕЯ СВЯЗАНА С ЭТИМИ ОБРАЗАМИ? КАК ПОЭТУ УДАЁТСЯ ДОНЕСТИ ДО ЧИТАТЕЛЯ СВОЮ МЫСЛЬ?

ИДЕЯ СЕМЬИ ПРИЁМ АНТИТЕЗЫ (КОНТРАСТА): ПРИЁМ АНТИТЕЗЫ (КОНТРАСТА): Зелёная семья; кусты теснятся под сенью их, как дети. – Стоит угрюмый их товарищ, как старый холостяк. Вкруг него всё пусто. Зелёная семья; кусты теснятся под сенью их, как дети. – Стоит угрюмый их товарищ, как старый холостяк. Вкруг него всё пусто.

ФИЛОСОФСКАЯ ИДЕЯ CТИХОТВОРЕНИЯ 1. Идея вечного обновления природы. 2. Идея бессмертия в материалистическом смысле. Материя не исчезает: явления природы и человек как её часть бессмертны. 3. Диалектический закон жизни: на смену старому вырастает новое.

Как выражена философская идея стихотворения? Какой образ помогает передать раздумья о смысле бытия? Как автору удаётся создать его? Михайловское

1. Образ неизменно обновляющегося леса. 2. Образ времени как философской категории. 3. Прошлое Настоящее Будущее Какой художественный образ воплощает мысль поэта о вечной жизни?

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТИХОТВОРЕНИЯ 1. Фонетические: аллитерация (Шум, Шорох, верШин). 2. Лексические: сравнения (как дети), метафора (зелёная семья), эпитеты (два года незаметных). 3. Синтаксические: перенос смысла и части фразы, свободное синтаксическое построение. 4. Морфологические: глагольные временные формы (настоящее и прошедшее время) рождают ощущение текучести времени.

«В этом стихотворении удивительным образом сочетается простота и безыскусственность повествования, простота образного выражения и высокие, сдержанно торжественные в своем звучании мысли о жизни, о смерти, о вечном. Эта лирическая пьеса Пушкина не столько даже философская, сколько мудрая –и возвышенно-ясная в своей мудрости». Е. Маймин Михайловское

ВЫВОД Философская лирика А.С.Пушкина – познание и открытие мира с его вечными законами жизни, приобретение жизненного опыта, наполнение духовного пространства души. Философская лирика А.С.Пушкина – познание и открытие мира с его вечными законами жизни, приобретение жизненного опыта, наполнение духовного пространства души. Любовь как состояние души спасает человека от одиночества. Любовь как состояние души спасает человека от одиночества. Человек не одинок в мире, он в гармонии с ним. Человек не одинок в мире, он в гармонии с ним.

Из мира вечности А.С.Пушкин обращается к ВАМ: «Здравствуй, племя младое, незнакомое!»

Домашнее задание 1. Письменное размышление Что я думаю, читая стихотворение Вновь я посетил… 2. Выучить стихотворение А.С.Пушкина (на выбор). 3. Письменный анализ стихотворения «Напрасно я бегу к сионским высотам».