ФИЛОСОФСКАЯ ЛИРИКА А.С.Пушкина Анализ стихотворения «Вновь я посетил…»
Цель: знакомство с философской лирикой Задачи. 1. Отработка навыка чтения поэтического текста, анализа поэтического текста. 2. Развитие логической речи. 3. Воспитание понимания бесценности жизни, любви к жизни.
Актуализация знаний 1. Объясните значение слова «философия». 2. Объясните выражение «философская лирика». 3. Когда человек обращается к философским произведениям?
«Вновь я посетил…» (1835) 1. ТЕМА СТИХОТВОРЕНИЯ. 2. КОМПОЗИЦИЯ СТИХОТВОРЕНИЯ. 3.ИДЕЯ СТИХОТВОРЕНИЯ. 4.ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТИХОТВОРЕНИЯ. МИХАЙЛОВСКОЕ. ДОМ ПОЭТА. ДОМИК НЯНИ ПОЭТА
КОМПОЗИЦИЯ 1. Приезд в Михайловское. 2. Воспоминания поэта. 3. Обращение к будущему. КАКОЙ ОБРАЗ (КАКИЕ ОБРАЗЫ) ЗАНИМАЮТ ЦЕНТРАЛЬНОЕ МЕСТО В СТИХОТВОРЕНИИИ? КАКОЙ ОБРАЗ (КАКИЕ ОБРАЗЫ) ЗАНИМАЮТ ЦЕНТРАЛЬНОЕ МЕСТО В СТИХОТВОРЕНИИИ? (Первоначальное название стихотворения – «Сосны»). (Первоначальное название стихотворения – «Сосны»).
СОСНЫ, МОЛОДАЯ ПОРОСЛЬ – СИМВОЛИЧЕСКИЙ ОБРАЗ. КАКОЙ? КАКАЯ ИДЕЯ СВЯЗАНА С ЭТИМИ ОБРАЗАМИ? КАК ПОЭТУ УДАЁТСЯ ДОНЕСТИ ДО ЧИТАТЕЛЯ СВОЮ МЫСЛЬ?
ИДЕЯ СЕМЬИ ПРИЁМ АНТИТЕЗЫ (КОНТРАСТА): ПРИЁМ АНТИТЕЗЫ (КОНТРАСТА): Зелёная семья; кусты теснятся под сенью их, как дети. – Стоит угрюмый их товарищ, как старый холостяк. Вкруг него всё пусто. Зелёная семья; кусты теснятся под сенью их, как дети. – Стоит угрюмый их товарищ, как старый холостяк. Вкруг него всё пусто.
ФИЛОСОФСКАЯ ИДЕЯ CТИХОТВОРЕНИЯ 1. Идея вечного обновления природы. 2. Идея бессмертия в материалистическом смысле. Материя не исчезает: явления природы и человек как её часть бессмертны. 3. Диалектический закон жизни: на смену старому вырастает новое.
Как выражена философская идея стихотворения? Какой образ помогает передать раздумья о смысле бытия? Как автору удаётся создать его? Михайловское
1. Образ неизменно обновляющегося леса. 2. Образ времени как философской категории. 3. Прошлое Настоящее Будущее Какой художественный образ воплощает мысль поэта о вечной жизни?
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТИХОТВОРЕНИЯ 1. Фонетические: аллитерация (Шум, Шорох, верШин). 2. Лексические: сравнения (как дети), метафора (зелёная семья), эпитеты (два года незаметных). 3. Синтаксические: перенос смысла и части фразы, свободное синтаксическое построение. 4. Морфологические: глагольные временные формы (настоящее и прошедшее время) рождают ощущение текучести времени.
«В этом стихотворении удивительным образом сочетается простота и безыскусственность повествования, простота образного выражения и высокие, сдержанно торжественные в своем звучании мысли о жизни, о смерти, о вечном. Эта лирическая пьеса Пушкина не столько даже философская, сколько мудрая –и возвышенно-ясная в своей мудрости». Е. Маймин Михайловское
ВЫВОД Философская лирика А.С.Пушкина – познание и открытие мира с его вечными законами жизни, приобретение жизненного опыта, наполнение духовного пространства души. Философская лирика А.С.Пушкина – познание и открытие мира с его вечными законами жизни, приобретение жизненного опыта, наполнение духовного пространства души. Любовь как состояние души спасает человека от одиночества. Любовь как состояние души спасает человека от одиночества. Человек не одинок в мире, он в гармонии с ним. Человек не одинок в мире, он в гармонии с ним.
Из мира вечности А.С.Пушкин обращается к ВАМ: «Здравствуй, племя младое, незнакомое!»
Домашнее задание 1. Письменное размышление Что я думаю, читая стихотворение Вновь я посетил… 2. Выучить стихотворение А.С.Пушкина (на выбор). 3. Письменный анализ стихотворения «Напрасно я бегу к сионским высотам».