Корпус русского романса как основа исследования вербально-музыкальных текстов Г.Я.Мартыненко Санкт-Петербургский государственный университет
«Мы не только живем в спиралевидной раковине, подобно самым заурядным брюхоногим. Спирали нас окружают повсюду на земле, и, по всей видимости, практически не одна форма жизни без них не обходится». М. Газале
Результаты филологических исследований
Зависимость индекса ударности сонета от номера строки
Зависимость размера предложения от его очередности реализации в тексте
Линия красоты У. Хогарта (1697–1764) Figura serpentinata Клотоида - спираль Корню Леонардо да Винчи «Леда и лебедь» Мирон «Дискобол»
М. Эшер «Водовороты»
Динамика романсов С.В.Рахманинова
Задача исследования: Изучение динамики музыкальной составляющей романса и ее связи с вербальной структурой. Материал исследования: Совокупность романсов Сергея Рахманинова - 26 произведений. Рахманинов С. Романсы. В двух выпусках. М.: Музыка.1989.
Авторы текстов Поэты золотого века: А. Пушкин, А. Фет, Ф. Тютчев и др. Поэты-модернисты: Дм. Мережковский, К. Бальмонт, В. Брюсов, И. Северянин и др «Вокализ» не имеет вербальной составляющей, «Евангелие от Иоанна» написан на канонический текст.
Методика анализа ( I ) Музыкальный текст Индекс ДВ (Длительность - Высота) Для ноты: произведение длительности на высоту. Для такта: среднее значение индекса ДВ для всех нот такта. Поэтический текст Индекс Ударности Среднее значение стихотворной строке Cопоставимость индекса ударности и индекса ДВ была достигнута приведением к общему основанию путем деления е го значений на среднюю величину. Для сопоставимости по оси абцисс был осуществлен переход к относительным величинам.
Методика анализа ( II ) На основании полученных средних значений по каждому такту строится динамический ряд для каждого романса. Проверка динамических рядов на случайность и наличие тенденции. Сглаживание динамических рядов методов скользящей средней и др. Объем выборки: 26 романсов (из 84).
Динамический профиль романса «Я был у ней» (А. Кольцов)
Динамический профиль романса «Сон» (Ф. Сологуб)
Динамический профиль романса «Фонтан» (Ф. Тютчев)
Ф. Тютчев. «Фонтан» Смотри, как облаком живым Фонтан сияющий клубится; Как пламенеет, как дробится Его на солнце влажный дым. Лучом поднявшись к небу, он Коснулся высоты заветной И снова пылью огнецветной Ниспасть на землю осужден. О, смертной мысли водомет, О, водомет, неистощимый! Какой закон непостижимый, Тебя страшит, тебя мятет? Как жадно к небу рвешься ты! Но длань незримо-роковая, Твой луч упорный преломляя, Свергает в брызгах с высоты.
Взаимодействие стиховой (Ст.) и вокальной (Вок.) серпантинных линий в романсе «Фонтан»
Выводы Формализованная структура романса имеет вид сложной кривой, состоящей из музыкальных фраз, имеющих вид S-образной кривой. Цепочка таких кривых налагается на основной тренд: возрастающий, убывающий, возрастающе-убывающий и др. Музыкальные фразы тяготеют к изохронии. Их размер равен миллеровскому числу 7 плюс-минус 2 такта Стихотворный текст, попадая в «музыкальную среду» подвергается существенной трансформации. Он подвергается более рельефной, более откровенной и четкой структуризации, приобретает дополнительную «энергию». Такая геометрия динамического процесса характерна и для других временных искусств. И не только им.
Динамический профиль чемпионата Англии по футболу (сезон )
Динамический профиль количества просмотра видеозаписи русской народной песни «Во деревне то было в Ольховке» в YouTube ( )
Спасибо за внимание!