Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 12 Мохова Алевтина Степановна
Тема урока : «ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ ПО ПРОЧИТАННОМУ ТЕКСТУ (ЕГЭ, С1)
Цели: 1) готовясь к ЕГЭ, учиться писать сочинение по заданию С 1 ; 2) развивать речевые умения и навыки, формировать грамотность; 3) пробуждать в душе «чувства добрые» под влиянием русской литературы.
Тип урока - урок развития речи
Условия для организации учебного процесса Плакат «План работы» Критерии по оцениванию сочинений Словари Памятки Листы с заданиями Текст о милосердии М.О. Чудаковой Текст о милосердии М.О. Чудаковой Портрет Пушкина А.С., высказывания
Методы ПРОБЛЕМ- НЫЙ ПРОБЛЕМ- НЫЙ ИССЛЕДОВА- ТЕЛЬСКИЙ УЧЕБНЫЙ ДИАЛОГ
ФОПД КОЛЛЕКТИВ- НАЯ ПАРНАЯ ИНДИВИДУ- АЛЬНАЯ ИНДИВИДУ- АЛЬНАЯ
Структура урока: 1. Организационный этап 2. Сообщение темы и целеполагание. 3. Чтение текста. 4. Подготовка к сочинению. Обращение к плакату «План работы».
5. Вступление к сочинению: а) предупреждение ошибок при ссылках на автора текста б) выполнение задания 1 в) составление вариантов вступления. 6. Тема и проблема. а) терминологическая разминка б) выполнение задания 2 7. Словарная работа.
8. Определение типа проблемы. Выполнение задания Комментарий к проблеме. 10. Точка зрения автора. Выполнение задания Отношение к авторской позиции. Приведение аргументов с опорой на жизненный или читательский опыт. Выполнение задания Заключение.
ПЛАКАТ «ПЛАН РАБОТЫ» 1. НАПИШИТЕ ВСТУПЛЕНИЕ. ОПРЕДЕЛИТЕ ТЕМУ. 2. СФОРМУЛИРУЙТЕ ОДНУ ИЗ ПРОБЛЕМ, ПОСТАВЛЕННЫХ АВТОРОМ В ТЕКСТЕ. 3. ПРОКОММЕНТИРУЙТЕ ЕЁ. ИЗБЕГАЙТЕ ЧРЕЗМЕРНОГО ЦИТИРОВАНИЯ. 4. СФОРМУЛИРУЙТЕ ПОЗИЦИЮ АВТОРА. ОБЪЯСНИТЕ, ПОЧЕМУ ВЫ СОГЛАСНЫ ИЛИ НЕ СОГЛАСНЫ С АВТОРОМ ПРОЧИТАННОГО ТЕКСТА. 5. АРГУМЕНТИРУЙТЕ СВОЙ ОТВЕТ, ОПИРАЯСЬ НА ЖИЗНЕННЫЙ ИЛИ ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ОПЫТ. УЧИТЫВАЮТСЯ ПЕРВЫЕ ТРИ АРГУМЕНТА. ОБЪЕМ СОЧИНЕНИЯ – НЕ МЕНЕЕ 150 СЛОВ.
ЗАДАНИЕ 1 ЗАПИШИТЕ ФАМИЛИИ 1 вариант - в И.П., 2 вариант – в Т.П.: По Н. Рериху, по В. Смит, по С. Антоненко, по В. Солоухину, по Непомнящих, по М. Дегтярёвой.
ЗАДАНИЕ 2. ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА СЛОВОЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНА ТЕМАСложный вопрос, задача, требующая исследования ТЕМАТИКАСовокупность проблем ПРОБЛЕМАОсновная, главная мысль ПРОБЛЕМАТИКАПривести доказательства, аргументы КОММЕНТАРИЙОсновное содержание рассуждения КОММЕНТИРОВАТЬОбъяснение, толкование к тексту ИДЕЯВежливость, тактичность АРГУМЕНТСовокупность норм поведения, мораль АРГУМЕНТИРОВАТЬДовод, доказательство ПОЗИЦИЯДать комментарий к чему-то КОРРЕКТНОСТЬСовокупность тем ЭТИКАТочка зрения, мнение
ЗАДАНИЕ 3 Определите тип проблемы (подчеркните нужное слово): социальная философская нравственная экологическая историческая этическая
ЗАДАНИЕ 4 ВСТАВЬТЕ ПРОПУЩЕННЫЕ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ, ИСПРАВЬТЕ ОШИБКИ: Автор считает что милосердие это дар. По моему он не совсем прав. Авторская точка зрения как мне кажется спорна. По моему мнению следует отметить убежденность писателя. В этом легко убедиться обратившись к известному факту.
ЗАДАНИЕ 5 ОБВЕДИТЕ КРУЖКОМ ПРЕДЛОЖЕНИЕ, В КОТОРОМ НЕТ ОШИБОК: 1. Прочитав роман, меня заинтересовала тема милосердия. 2. Надо быть милосердным к тому, кто более слабее. 3. Благодаря Пушкину, можно воспитать в себе человека. 4. Важно, что имеется в виду не только вздохи и восклицания.
НА ЧЕМ СЛЕДУЕТ АКЦЕНТИРОВАТЬ ВНИМАНИЕ, ЧТОБЫ ИЗБЕЖАТЬ ОШИБОК ПО КРИТЕРИЯМ 1 И 2? ВСТУПЛЕНИЕ ДОЛЖНО БЫТЬ СООТНЕСЕНО С ПРОБЛЕМАТИКОЙ ТЕКСТА. ИЗБЕГАТЬ ПОВТОРОВ СЛОВА «ПРОБЛЕМА». НЕ ДОПУСКАТЬ ВЫРАЖЕНИЙ «ПРОБЛЕМА О ТОМ, ЧТО…», «ПРОБЛЕМА ТОГО, ЧТО…» И Т. Д. НЕ ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ И НЕ СПИСЫВАТЬ ТЕКСТ БОЛЬШИМИ ФРАГМЕНТАМИ. НЕ ИСКАЖАТЬ ФАМИЛИЮ АВТОРА.
В КОММЕНТАРИИ НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ: ПЕРЕСКАЗА ИСХОДНОГО ТЕКСТА ИЛИ ЛЮБОЙ ЕГО ЧАСТИ. РАССУЖДЕНИЙ ПО ПОВОДУ ВСЕХ ПРОБЛЕМ ТЕКСТА КОММЕНТАРИЕВ О ДЕЙСТВИЯХ ГЕРОЕВ ТЕКСТА. ОБЩИХ РАССУЖДЕНИЙ О ТЕКСТЕ. НУЖЕН КОММЕНТАРИЙ К ОДНОЙ ИЗ ПРОБЛЕМ. НЕЛЬЗЯ ДОПУСКАТЬ В КОММЕНТАРИЯХ ФАКТИЧЕСКИХ ОШИБОК, СВЯЗАННЫХ С ПОНИМАНИЕМ ТЕКСТА. НЕ ДОПУСКАТЬ ЭТИЧЕСКИХ ОШИБОК.
ПРОБЛЕМА КОММЕНТАРИЙ К ПРОБЛЕМЕ СФОРМУЛИРУЙТЕ ПРОБЛЕМУ. ПОДУМАЙТЕ, К КАКОЙ КАТЕГОРИИ ОТНОСИТСЯ ИЗБРАННАЯ АВТОРОМ ПРОБЛЕМА. ИНТЕРЕСНА ЛИ ОНА ЧИТАТЕЛЮ? НАСКОЛЬКО ОНА ЗЛОБОДНЕВНА? ЧТО ДЕЛАЕТ ЕЁ АКТУАЛЬНОЙ, ЗЛОБОДНЕВНОЙ? ТИПИЧНА ЛИ ОНА? КАКОВО ЕЁ МЕСТО СРЕДИ АКТУАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ ВРЕМЕНИ? ТРАДИЦИОННА ЭТА ПРОБЛЕМА ИЛИ НОВА?
ОТРАЖЕНИЕ АВТОРСКОЙ ПОЗИЦИИ. АВТОР СЧИТАЕТ, ЧТО… ОН УТВЕРЖДАЕТ, ЧТО… ПИСАТЕЛЮ ВАЖНО УБЕДИТЬ ЧИТАТЕЛЯ В ТОМ, ЧТО… БЕССПОРНО МНЕНИЕ АВТОРА О ТОМ, ЧТО… ЗАДАЧА АВТОРА – УБЕДИТЬ ЧИТАТЕЛЕЙ В ТОМ, ЧТО… РЕШАЯ ПРОБЛЕМУ, АВТОР ПРИХОДИТ К СЛЕДУЮЩЕМУ ВЫВОДУ… ОН СТРЕМИТСЯ ДОНЕСТИ ДО ЧИТАТЕЛЯ МЫСЛЬ О ТОМ, ЧТО… АВТОР ТАК ОПРЕДЕЛЯЕТ СВОЁ ОТНОШЕНИЕ К ПОДНЯТОЙ ПРОБЛЕМЕ… ПОЗИЦИЯ АВТОРА ОЧЕВИДНА… В ЭТОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ ЗВУЧИТ ПРЯМАЯ АВТОРСКАЯ ОЦЕНКА ВОТ ЧТО ДУМАЕТ АВТОР ПО ПОВОДУ ПОДНЯТОЙ ИМ ПРОБЛЕМЫ.
СОГЛАСИЕ С МНЕНИЕМ АВТОРА 1. В ПРАВОТЕ АВТОРСКИХ ОЦЕНОК НЕ ПРИХОДИТСЯ СОМНЕВАТЬСЯ… 2. АВТОР УБЕДИТЕЛЬНО ДОКАЗЫВАЕТ, ЧТО… 3. УБЕЖДЕННОСТЬ ПИСАТЕЛЯ ПЕРЕДАЕТСЯ И ЧИТАТЕЛЮ… 4. АВТОР, ПО-МОЕМУ, ПРАВ…
КАК КОРРЕКТНО МОЖНО ВОЗРАЗИТЬ АВТОРУ, ИЗЛАГАЯ СВОЮ ПОЗИЦИЮ. 1. ТОЧКА ЗРЕНИЯ АВТОРА, КОНЕЧНО, ИНТЕРЕСНА, НО Я СЧИТАЮ, ЧТО… 2. НА МОЙ ВЗГЛЯД, АВТОР НЕСКОЛЬКО КАТЕГОРИЧЕН В СВОИХ СУЖДЕНИЯХ… 3. АВТОРСКАЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ ДОВОЛЬНО СПОРНА… 4. ПО-МОЕМУ, АВТОР НЕ СОВСЕМ ПРАВ, УТВЕРЖДАЯ, ЧТО… 5. МЫСЛИ АВТОРА НЕ ВЫЗЫВАЮТ СОМНЕНИЕ. НО, НАСКОЛЬКО Я ЗНАЮ, ЕСТЬ И ДРУГАЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ…
КАК МОЖНО ВВЕСТИ АРГУМЕНТЫ В ИЗЛОЖЕНИЕ СОБСТВЕННОЙ ПОЗИЦИИ ЭТО МОЖНО ДОКАЗАТЬ СЛЕДУЮЩИМ ОБРАЗОМ… ОБРАТИМСЯ К ФАКТУ… ДОСТАТОЧНО ПРИВЕСТИ ТАКОЙ ПРИМЕР… ВСПОМНИМ О… ПОДОБНАЯ СИТУАЦИЯ БЫЛА И У МЕНЯ… СТОИТ ОБРАТИТЬСЯ К… ПОДТВЕРЖДЕНИЕМ МОЖЕТ СЛУЖИТЬ ТАКОЙ СЛУЧАЙ… ВО-ПЕРВЫХ, …