Виртуальная книжная выставка
Скоро Масленицы бойкой Закипит широкий пир, И блинами и настойкой Закутит крещеный мир. (П.Я.Вяземский)
Масленица была принята православной церковью только в 16 веке, но истоки праздника уходят гораздо глубже, во времена язычества наших предков.
Москва, издательство ЭКСМО, 2007 «В России Масленица начинается после Вселенской субботы, в которую вспоминают усопших родственников. А Церковь в Сырную неделю вспоминает изгнание Адама из рая, приготовляя христиан к Великому посту. Тогда народ предается масленичным удовольствиям, катаньям с гор на санях, попойкам и пиршествам, а в старину предавались даже кулачным потехам. В народе Масленица слывет честной, а по разгульности и раздолью – широкой, так как русский человек в эти дни предается широкому разгулу.»
Москва, изд-во ЭКСМО, 2007 В народе праздник был тесно связан с Солнцем, несущим всему живому свет и тепло. Известный русский ученый- фольклорист А.Н.Афанасьев пишет:»Поэтическое представление солнца огненным колесом вызвало обычай зажигать в известные годовые праздники колеса…Русские поселяне, встречая во время Масленицы весеннее солнце, возят сани, посредине которых утвержден столб, а на столбе надето вертящееся колесо.»
Москва, изд-во «Художественная литература», 1984 Немало пословиц и поговорок посвятил русский народ Масленице. Она «честная, веселая, широкая, всемирный праздник». «Масленица объедуха, деньгам приберуха».Каждый день масленичной недели имеет свое название: «понедельник – встреча, вторник - заигрыши, середа - лакомка,четверг- широкий, пятница- тещины вечорки, суббота- золовкины посиделки, воскресенье- проводы, прощанья, прощеный день».
Образ Масленицы, яркой, веселой, разгульной, не мог не найти отражения на страницах произведений многих русских писателей от Пушкина до Зощенко.
Москва, изд-во «Детская литература», 2008 «Масленица…Я и теперь еще чувствую это слово, как чувствовал его в детстве: яркие пятна, звоны – вызывает оно во мне; пылающие печи, синеватые волны чада, в довольном гуле набравшегося люда, ухабистую снежную дорогу, уже замаслившуюся на солнце, с ныряющими по ней веселыми санями, с веселыми конями в розанах, в колокольцах и бубенцах, с игривыми переборами гармоньки».
Выдающийся мастер короткого рассказа А.П.Чехов неоднократно обращался в своем творчестве к теме Масленицы и ее непременного атрибута – блинам. На страницах таких рассказов, как «Масленичные правила дисциплины», «О бренности (Масленичная тема для проповеди)», «Блины», «Глупый француз» главное блюдо масленичной недели предстает своеобразным символом щедрой русской души, не признающей никаких барьеров и условностей.
Не обошла своим вниманием веселый праздник и русская писательница Тэффи (Н.А.Лохвицкая). В рассказе «Блины» итальянцы никак не могут понять, что же такое блины и зачем их нужно есть. Может быть это и есть одна из загадок таинственной славянской души?
Совсем по-другому предстает разудалый когда-то праздник со страниц рассказа М.М.Зощенко. Дата написания – 1925 год, а действие происходит в суровом и голодном 1919 году. Исконно русские традиции вступают в противоречие с новой действительностью, отрицающей старый мир.
ОДНИМ ИЗ ВАЖНЫХ СОСТАВЛЯЮЩИХ МАСЛЕНИЧНОЙ НЕДЕЛИ ЯВЛЯЕТСЯ ОСОБЫЙ ПРАЗДНИЧНЫЙ СТОЛ, ПРИЗВАННЫЙ ПОДДЕРЖАТЬ ВЕСЕЛЬЕ В ПРЕДДВЕРИЕ 40-ДНЕВНОГО ВЕЛИКОГО ПОСТА. А ГЛАВНОЕ БЛЮДО – ЭТО БЛИНЫ, КРУГЛЫЕ И ГОРЯЧИЕ, КАК ВЕСЕННЕЕ СОЛНЫШКО, ЧТО ПРИПЕКАЕТ ВСЕ СИЛЬНЕЕ И СИЛЬНЕЕ…
В книге, составленной на основе различных старинных источников, представлены рецепты приготовления блинов: блины гречневые, пшеничные, скороспелые, с припеком и с начинкой, блинчики пряженые и блинница – пирог из блинов.