Нет, ты не будешь забвенно, столетье безумно и мудро… А.Н.Радищев Словесность наша явилась вдруг в XVIII веке. А.С.Пушкин А.С.Пушкин
Была та смутная пора, Когда Россия молодая, В бореньях силы напрягая, Мужала с гением Петра… А.С.Пушкин
1 января 1700 г. по указу Петра I неожиданно для всех было отпраздновано наступление «нового года и нового века». При активной поддержке Петра создавалась и новая светская литература. Время требовало дел. Каждый обязан был трудиться на пользу обществу и государству. Словесность могла быть полезна, когда она прославляла успехи государства и разъясняла политику правительства.
Кровопролитные войны, жестоко подавленное восстание Пугачёва, усиление крепостничества – с одной стороны; создание первого русского университета, культ науки и просвещения, преобразования в государственной жизни России – с другой.
«Первое десятилетие XVIII века являет собой удивительную картину взрыва творческих сил, энергии, предприимчивости. Трещит и рушится старый мир. Европа, ждавшая совсем не того, в ужасе и страхе глядит на возникающую Россию.» А.Н.Толстой
КЛАССИЦИЗМ
Основным литературным направлением XVIII в. был классицизм. Классицизм – художественный стиль и эстетическое направление в европейской культуре XVII – начала XIX в., одной из важнейших черт которого являлось обращение к образцам и формам античности как к универсальному эталону. Классицизм связан со временем утверждения крепкого централизованного государства – абсолютной монархии. Основным литературным направлением XVIII в. был классицизм. Классицизм – художественный стиль и эстетическое направление в европейской культуре XVII – начала XIX в., одной из важнейших черт которого являлось обращение к образцам и формам античности как к универсальному эталону. Классицизм связан со временем утверждения крепкого централизованного государства – абсолютной монархии.
История возникновения классицизма. История возникновения классицизма. Классицизм (в переводе с латинского classicus – образцовый, изучаемый в классе) возник во Франции в 17 веке. Это была эпоха укрепления абсолютной монархии. Однако ей предшествовали общественная смута, исторический хаос: после смерти короля Людовика тринадцатого его сыну – будущему «королю-солнце» Людовику четырнадцатому - не было и пяти лет, а потому фактически страной правил фаворит королевы итальянец кардинал Мазарини. Национальная гордость французов была настолько уязвлена, что все социальные слои приняли участие в гражданской войне против власти кардинала.
История возникновения классицизма. История возникновения классицизма. Власть пришла к Людовику четырнадцатому только после смерти кардинала Мазарини. Именно в эту эпоху, продлившуюся более полувека, Франция стала процветающей и сильной державой. Царствование Людовика четырнадцатого является классическим примером абсолютизма: конечно, Людовик был далек от идеального монарха, однако вошел в историю как король-строитель и просветитель. В его царствование Франция пережила расцвет культуры классицизма.
Возникновение классицизма в России Возникновение классицизма в России В Россию классицизм пришел почти на век позже и связан прежде всего с именем Петра Великого. Реформы Петра превратили Россию из страны, истерзанной безвластием, произволом «смутного» 17 века, в сильную державу, совершившую стремительный рывок в европейскую культуру.
З олотой век Екатерины При Екатерине Второй, пришедшей к власти после череды смутных, тревожных лет, классицизм пережил эпоху наибольшего расцвета. Екатерина продолжила укрепление самодержавной государственности, усиление экономической и военной мощи России – страны, вошедшей на равных в европейскую цивилизацию.
З олотой век Екатерины Главная задача классицизма – создание значительного монументального искусства, одушевлённого идеей сплочения нации, объединяющейся вокруг трона. Частный интерес подчинён в классицизме государственному, чувства – долгу.
Эстетика классицизма. Подобно тому, как общество делится на сословия, жанры произведений литературы, по представлениям классиков, должны делиться на «высокие» и «низкие». «Высокие» изображают великие исторические события и великих деятелей – королей, полководцев, вельмож. «Высокие» жанры: трагедия, эпическая поэма, ода. «Низкие» развивают темы личной жизни. Их герои – буржуа, торговцы, ремесленники. «Низкие» жанры: комедия, лирическое стихотворение, роман.
Понятие прекрасного в искусстве классицизма связано с симметрией и гармонией. Это отражалось и в правилах поведения людей светского общества: бурное выражение чувств почиталось в XVIII столетии неприличным и воспринималось как признак низкого происхождения или дурного воспитания. Проявление даже самых сильных страстей должно было быть подобно глубоким водам, заключённым в гранитные берега.
Русский классицизм пережил три периода: е гг. XVIII в.-развитие просвещения и науки, создание литературы и национального языка е гг.- конец XVIII в.- на первый план выдвигаются задачи воспитания человека – гражданина. Произведения гневно обличают личные пороки, препятствующие служению человека на пользу государства. 3. Конец XVIII в.- начало XIX в. - спад классицизма. Усиливаются национальные мотивы. Писателей интересует уже не просто тип идеального дворянина, а тип русского идеального дворянина. Таким образом, русский классицизм на всех этапах отличала высокая гражданственность.
Писатели XVIII века