Сочиняем волшебную сказку учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ 362 Московского района г.Санкт-Петербурга Сызранова Наталия Владимировна
закрепление знаний о сказке как особом жанре устного народного творчества; знакомство с приемами сюжетосложения волшебной сказки; знакомство с литературоведческими понятиями; обучение приемам сочинительства сказок; развитие связной речи; развитие творческого потенциала обучающихся; воспитание культуры общения; воспитание бережного отношения к народным сказкам и любви к русскому языку. Цели урока:
Тихо скрипят половицы, Налейте в чашки чаек. Под тихий шелест страницы К нам сказка в гости идет… Что за прелесть эти сказки! А.С.Пушкин Сказка – ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок А.С.Пушкин
От существительного «складка» (вымысел), от глагола «складывать»). От какого слова образовалось слово «сказка»?
Жанры сказокПримеры Сказки о животных«Лиса и волк», «Лиса и журавль», «Теремок», «журавль и цапля» Бытовые сказки«Каша из топора», «Жена- спорщица», «Солдатская шинель» Волшебные сказки«Царевна-лягушка», «Сивка- бурка», «Марья Моревна», «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо» Жанры народных сказок
Выразительные средства ОпределениеПримеры постоянные эпитеты красочные определения, подчеркивающие признаки предмета, которые употребляются с устойчивом сочетании с одним определяем словом «терем расписной», «живая вода», «травушка- муравушка», «красная девица», «добрый молодец» повторыповторение слов с целью сохранения напевности сказа «жили-были», «ехали- ехали», «шел-шел» олицетворениеприписывание свойств и признаков одушевлённых предметов неодушевлённым «завыла яблоня, закричала», «ветер засвистел», «котелок засопел, засвистел» Язык сказок
Композиция сказки присказка зачин завязка, события кульминация развязка концовка
Жили-были в Тридевятом царстве, В Тридесятом государстве… Солнце высоко, колодец далёко, Жар донимает, пот выступает. Скоро сказка сказывается, Да не скоро дело делается. Я там был, мёд, пиво пил, По усам текло, а в рот не попало. ЗАЧИН ПОВТОР ПРИСКАЗКА КОНЦОВКА
Персонажи сказки.положительные герои (Иван-царевич, Иван- дурак, Василиса Премудрая, крестьянский сын, царевна-лягушка); отрицательные герои (Баба Яга, Кощей Бессмертный, чудо-юдо, Лихо Одноглазое) Магическое числотри (три сына, три задания для героя, три загадки, три дороги, три дня для выполнения задания, головы чудо-юда делятся на число «три»)
* Выберите сюжет для волшебной сказки *Придумайте героев своей истории. *Хорошо пропишите характеры героев. *Перед написанием составьте план вашей сказки
* 1.В.Я. Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин Литература, ч.1, М, Просвещение, 2012 * 2.Беломестных О. Б. Поурочные разработки по литературе в 5 кл. – М.: Издательство «Вако»,2003 г * 3.Тесты по литературе 5-11 классы М. изд-во АСТ «Астрель», 2000 * 4. volshebnuyu-skazku