А.С. Пушкин «Моцарт и Сальери»
Вопросы: Почему небольшие драматические произведения Пушкин называет «Маленькими трагедиями»?
Ответ: Маленькие – потому что это трагедии людей, а не народов. Трагедии- потому что характеры не даются в динамике, они своеобразные символы, а человеческим миром правят страсти, они основа драматургического конфликта.
Белинский: «Моцарт и Сальери» - вопрос о сущности и взаимоотношениях таланта и гения»
Образы: Вымышленные, но условно совпадают со своими прототипами – австрийский музыкант Моцарт и итальянский музыкант Сальери.
Вопрос: Какие общечеловеческие проблемы поднимаются в трагедиях?
Ответ: Деньги – искусство – любовь - смерть
Трагедия - Драматическое произведение, изображающее крайне острые, неразрешимые проблемы и оканчивающееся чаще всего гибелью героя.
Противопоставление героев: Сальери ждет от своих трудов, занятий музыкой «презренной пользы» - славы, наград. Он сделал ремесло подножием искусству, а искусство – славе. Сальери потерял дар слышать гармонию жизни. Он не может смирится с гением Моцарта. Моцарт - олицетворение небесных сил. Шутя создает гениальные произведения. Сознательно чувствует близкую смерть. Его душа открыта звукам небесным. Моцарт – сын гармонии.
Вывод: Трагедия Сальери в том, что он отделил не только музыку от жизни, но и композитора от человека. Убивая Моцарта-человека, он убивает гения и превращается в человека-убийцу. Никакое злодеяние не может быть оправдано даже высокими целями. Никакой смертный человек не может карать и миловать по своему усмотрению даже во имя искусства