Урок культуры речи в 7 классе учителя высшей категории ГБОУ СОШ 420 Пешевой Татьяны Григорьевны Санкт-Петербург Колпино 2013 год
Цели урока: познакомить учащихся с основными требованиями к культуре речи; установить зависимость речевой культурой человека и его общей культуры; воспитывать любовь и уважение к родному языку, вырабатывать навыки красивой, правильной и приятной речи в общении с людьми; воспитывать желание быть культурным человеком. Оборудование: презентация, подборка книг «О культуре поведения и общения»
«В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли…» (А.П.Чехов)
«Поведение – это зеркало, в котором каждый показывает свой истинный облик». (И.Гёте)
В речи человека, как в зеркале, отражается его культура, воспитанность. Эстетика речи состоит в её подчинении определённым нормам; в ясности, эмоциональности и доступности; в чистоте; в яркости, образности, выразительности. Большое значение имеют темп речи, интонация, владение мимикой и жестами, которые помогают передать эмоциональную окраску, смысл сказанного.
На свете много стран больших И много малых есть, И для народностей любых Язык свой – это честь. Гордиться вправе ты, француз, Французским языком, Ты говоришь всегда На языке своем. Китаец, турок, серб иль чех, Датчанин, грек иль финн, Конечно, вам дороже всех Родной язык один. Спокоен, весел и певуч, Насмешлив и суров, И беспощаден, и могуч, И грозен для врагов. Суворов одобрял солдат На русском языке, Бессмертный Пушкин сочинял На русском языке!.. А я судьбу благодарю, Мне выше счастья нет, Что вот на русском говорю Уже тринадцать лет.
Знакомьтесь: Петя, мой сосед. Ему уже двенадцать лет, Но говорит он до сих пор Не «коридор», а «колидор», «Дилектор входит в кабинет…» «Закрой магазин на обед…» «Хозяйка моет стаканы…» «Секёт свеклу… Пекёт блины…» И до меня дошел черед: Портфель он «портфелем» зовёт… (Ю.Тимянский)
Километр, квартал, аргумент, случай, введенный, ввезенный, углубленный, рожденный, осужденный, поднял, подняла, дефис, балую, некролог, алфавит, щавель, шофер, украинский, ремень, средства, красивее, мельком, не балуйся, принят, принята, принялась, шинель, одновременно, свекла, маневры, гололед, гололедица, кухонный, намерение, обеспечение, призыв, свободнее, случай, упрочение, медикаменты.
Километр, квартал, аргумент, случай, введённый, ввезённый, углублённый, рождённый, осуждённый, поднял, подняла, дефис, балую, некролог, алфавит, щавель, шофер, украинский, ремень, средства, красивее, мельком, не балуйся, принят, принята, принялась, шинель, одновременно, свёкла, манёвры, гололёд, гололедица, кухонный, намерение, обеспечение, призыв, свободнее, случай, упрочение, медикаменты.
Сленг в речи школьника имеет право на существование. Его главные достоинства – выразительность и краткость. Но любой культурный человек может и обязан выразить любую мысль на литературном языке. Двойка – пара; одежда – прикид, шмотки; выражать своё недовольство - гнать волну; обманывать кого-либо – лечить…
«Э… ну вот, понимаешь, сегодня, значит, меня по этой самой, по истории вызвали. Я, это самое, вопрос, значит, о строительстве, так сказать, Петербурга… Ну вот, я и говорю. Э… строительство, значит, затеял, типа, король… тьфу! блин!… царь. Ну как его…, э… да, вспомнил: Петр I. Строительство, так сказать, длилось, э… семь лет, да нет, много лет. Ну и раз удумал строить Петр I, то, значит, ясное дело, потом город стал называться, типа, Петербургом...» Прочтите рассказ без слов-паразитов.
Мудра голова - короткий язык. Болтуна видать по слову, а рыбака по улову. Языком не спеши, а делом не ленись…
1. Старайся говорить правильно, не употребляй в разговоре грубых выражений. 2. Говори только о том, что знаешь. 3. Не будь многословен. Подбирай в беседе те слова, которые лучше других выражают твою мысль. 4. При разговоре не размахивай руками. 5. Не говори быстро, не проглатывай слова. 6. Не старайся перекричать собеседника, если он говорит слишком громко. Начни говорить тихо – собеседник тоже перестанет кричать. 7. Не засоряй речь словами - паразитами.
Я – культурый человек Я дорожу духовными ценностями Со мной приятно общаться Я интересный собеседник, т.к. развиваю свой кругозор Я обладаю хорошими манерами, чувством такта Я обладаю культурой речи Я слежу за своей внешностью Я – культурный человек