О некоторых аспектах подготовки кадров для проектных организаций нефтегазовой отрасли Токарев Дмитрий Владимирович д-р техн. наук, профессор Директор Института повышения квалификации специалистов нефтегазодобывающих и нефтеперерабатывающих предприятий АНО ДПО «ИПК Нефтепром» (г. Уфа)
2 О современном прогнозе будущего образования «…В будущем образование станет характеризоваться интерактивностью и прагматизмом. Оно будет осуществляться через интернет в виде небольших, тщательно адаптированных под конкретную задачу, модулей. Правила будут определять сами студенты, а не университеты. Соперничество между этими изощренными и подвижными системами будет настолько сильным, что на этом рынке просто не останется места для неповоротливых и ресурсоемких университетских монстров. В будущем никому и в голову не придет грызть гранит науки в каком-нибудь заброшенном колледже, вдали от рынков труда, зазубривая избитые истины в надежде получить диплом, который … будет не более чем занятным китчем. Образование не будет иметь с этим ничего общего…» [1]. 1. Александр Бард, Ян Зодерквист. Netократия. Новая правящая элита и жизнь после капитализма / Пер с англ. – Санкт-Петербург, «Стокгольмская школа экономики в Санкт- Петербурге», – 252 с.
3 «Живя в эпоху индустриализма, мы все привыкли к тому, что доступ к технологиям непременно означает доступ к приборам, машинам, устройствам и т.п. В постиндустриальном обществе формируется принципиально иная идеология обеспечения технологического прогресса: доступ к новым технологиям основывается исключительно на доступе к специалистам, обладающим ключевыми технологическими компетенциями…» [2]. 2. Денисова А.А. Нетократия как стратегический субъект 21 века //Проблема субъектов российского развития. Материалы Международного форума «Проекты будущего: междисциплинарный подход» октября 2006, г.Звенигород /Под ред. В.Е.Лепского. – М.: «Когито-Центр», – С О современном прогнозе будущего образования
4 Подготовка кадров высокой квалификации для проектных организаций требует индивидуального подхода Государственные вузы страны в настоящее время готовят бакалавров и магистров техники и технологии, но не готовят инженеров
5 О подготовке инженеров-проектировщиков Дополнительная подготовка бакалавров – выпускников технических вузов в центрах повышения квалификации до уровня инженеров по специально разработанным по требованиям работодателей образовательным программам Прохождение повышения квалификации молодыми специалистами раз в два-три года Сертифицирование квалификации инженеров-проектировщиков
6 О системе формирования механизмов корректировки содержания высшего образования в соответствии с требованиями работодателей Внедрение ФГОС: ориентация на профессиональные компетенции введение обязательности согласования содержания образовательных программ с работодателем Проектирование образовательных программ с учетом профессиональных стандартов и мнения работодателей Обеспечение горизонтальной мобильности студентов Компетентностный подход Делегирование объединениям работодателей полномочий проведения специализированной экспертизы вузовских программ в ходе государственной аккредитации вузов. Развитие системы независимой профессиональной аккредитации образовательных программ Профессиональная аккредитация образовательных программ Создание единой интегрированной система квалификаций для системы непрерывного образования НПО-СПО-ВПО-ДПО- аспирантура Формирование системы сертификации квалификаций, встроенной в отраслевую систему оценки квалификаций кадров и признаваемой работодателем Оценка и сертификация выпускников (входной контроль на предприятии)
7 Сайт АНО АПИО по аккредитации инженерных ООП
8 Благодарю за внимание!