Распространение плодов и семян Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроке биологии в 6-м классе
2
3
4 Мотивация к учебной деятельности Посмотрите на слайды. Почему форма плодов разная? Для кого они образуются? Какие ассоциации у вас возникают, когда говорят о плодах? Как вы думаете, плоды: враги или друзья для человека? Как защищаются семена в плодах от высыхания, механических повреждений и поедания? УУД: самостоятельно предполагают какая информация нужна для решения предметной учебной задачи.
5 Формулирование темы урока, постановка цели В течение многих поколений существования на планете у растений выработались различные приспособления к распространению семян и плодов. К примеру, некоторые растения сами разбрасывают свои семена на дальние расстояния. В тенистых местах у заборов либо канав можно встретить весьма необычное растение с таким серьёзным названием – недотрога. Если дотронуться до кончика его плода, створки плода разрываются, затем скручиваются и с силой разбрасывают семена. Думаю, многие из Вас слышали в хорошую солнечную погоду в конце лета либо в начале осени в парках где растёт жёлтая акация слышится лёгкий треск, причём повторяющийся через короткие промежутки времени. Вот так трескаются бобы на кустах акации. Также как и у недотроги створки их раскрываются, скручиваются и разбрасывают семена далеко в стороны, но только в момент подсыхания
6 А вот коробочки мака, которые расположены высоко на длинных стеблях выбрасывают свои семена немного по-другому. Когда подует ветер, стебли мака сгибаются, а затем с силой распрямляются. В этот момент из мелких отверстий коробочки семена вылетают и разбрасываются на довольно большие расстояния. В начале лета улицы, дворы, бульвары, проспекты и скверы покрываются, как снегом, белым пухом от тополей. Снабжённые пучками волосков, семена тополей разлетаются при помощи ветра на большие пространства и, попав в нужное место, прорастают. А всем известные плодики одуванчика, начиная с весны, в течение всего лета и осени массами разлетаются на своих «парашютиках» в разных направлениях. Ветром распространяются плоды и семена и многих других цветковых растений. Например, у мелкого плода берёзы сбоку находится плёнчатая каёмка похожая на маленькие крылышки, а у плодов клёна имеются большие крыловидные придатки. Плоды берёзы и клёна хорошо висят на ветвях деревьев до поздней осени, а иногда и до зимы. За это время листья опадают, ветер свободно и беспрепятственно рассеивает семена этих деревьев на большие расстояния.
7 Лес и птицы. Осенью в лесу можно увидеть и даже попробовать очень много сочных плодов – это плоды рябины, черёмухи, брусники, ландыша и многих других растений. Зрелые плоды окрашены в яркие цвета и издали заметны. Для птиц сочные плоды – это самое вкусное лакомство. Они стаями летают по лесу и охотно поедают сочные плоды. Но, учитывая то, что те семена, которые хорошо защищены твёрдыми оболочками, в кишечнике певчих птиц не перевариваются и, пройдя через кишечник они выбрасываются наружу, иногда на очень далёком расстоянии от того места, где они были съедены. Так многие семена распространяются при помощи птиц. Некоторые растения распространяются не только при помощи птиц, но и при содействии других животных. Их плоды цепляются к шерсти животных и уносятся ими в разных направлениях. Это плоды, усаженные цепкими крючками или острыми шипами, например, у лопуха и череды.
8 Изучение нового материала УУД: Извлекают информацию, ориентируются в своей системе знаний.
9
10
Когда семена бешеного огурца достигают полной зрелости, окружающие их мясистые ткани превращаются в слизистую массу.
12
13 3. Каждое растение стремится освоить большую территорию, чтобы обеспечить жизнь виду. А скажите, нужно ли человеку знать сроки созревания плодов и семян, и для чего? А) Дом зеленый тесноват: Узкий, длинный, гладкий. В доме рядышком сидят Круглые ребятки. Осенью пришла беда – Треснул домик гладкий, Поскакали кто куда Круглые ребятки. (горох, саморазбрасывание, створки высыхают и открываются)
14 В ) Посадили зернышко – Вырастили солнышко. Это солнышко сорвем – Много зерен соберем, Их пожарим, погрызем, А приедут гости – Им дадим по горсти. (подсолнух, животными, человеком) D) На зеленой хрупкой ножке Вырос шарик у дорожки. Ветерочек прошуршал И развеял этот шар. (одуванчик, ветром, парашютики) C) Кто не прикасается, За того цепляется. Привязчивый и колкий, Кругом торчат иголки. (репейник, животными и человеком, острые зубчики цепляются за шерсть животных или одежду человека)
Способность некоторых семян сохранять свою всхожесть на протяжении длительного времени – удивительная особенность ряда растений. Так, в сентябре 1940 г. В Британском музее произошел пожар. При его тушении вода попала на семена шелковой акации, которые были собраны в1793 г., и они проросли. Семена индейского лотоса, находящиеся в гербарии музея Нью-Йоркского ботанического сада, дали ростки после 250 лет хранения! Напротив, своеобразный рекорд быстроты потери всхожести принадлежит семенам тополя – они утрачивают ее в течение нескольких часов и, если за это время не попадут в благоприятные для прорастания условия, гибнуть. Некоторые семена поражают своей устойчивостью к неблагоприятным условиям. Семена люцерны без всяких признаков повреждения выносят длинное нагревание до 80 градусов. Семена лугового клевера можно держать в спиртовом растворе в течение нескольких лет, не опасаясь того, что они утратят способность к прорастанию. УУД: установление причинно – следственных связей, построение логической цепи рассуждений
16 УУД: поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение и извлечение необходимой информации из прочитанного текста, определение основной и второстепенной информации.
17
18
Рефлексия учебной деятельности на уроке Работа в парах Закончите предложения и оцените работу товарища по парте: 1) А вы знаете, что сегодня на уроке я… 2) Больше всего мне понравилось… 3) Самым интересным сегодня на уроке было… 4) Самым сложным для меня сегодня было… 5) Сегодня на уроке я почувствовал 6) Сегодня я понял… 7) Сегодня я научился… 8) Сегодня я задумался…. 9) Сегодняшний урок показал мне 10) На будущее мне надо иметь в виду УУД: рефлексия способов и условий действий; контроль и оценка процесса и результатов деятельности. а так же: Формирование коммуникативных, регулятивных и личностных универсальных учебных действий.
20