«Воспитание детей дошкольного возраста при использовании – здоровьесберегающих, и здоровьеформирующих технологий» Из опыта работы инструктора по ФК МБДОУ 2 «Северяночка» Конько Н.С. г. Снежногорск 2013 г.
Понятие «здоровье» Здоровье – состояние физического и социального благополучия человека (по Уставу ВОЗ). Здоровьесберегающие образовательные технологии- это психолога- педагогические приемы, методы, технологии которые направлены на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка. В более узком смысле слова - это специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной образовательной системы взаимодействие детей и педагогов; направленное на достижение целей здоровьесбережения и здоровьеформирования в ходе образования, развития и воспитания детей дошкольного возраста.
Актуальными проблемами детского здоровья сегодня являются нарушение функций опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения; детские стрессы (нервные расстройства), тревожность (недостаток эмоциональной поддержки в детском саду и семье). В связи с этим в МБДОУ необходимо уделить особое внимание воспитанию физически здорового и социально адаптированного ребенка, обеспечению его психического благополучия, а также формированию у дошкольника ответственности за свое здоровье. Кроме того, важно способствовать развитию культуры здоровья педагогов ДОУ, в том числе культуры профессионального здоровья, развитию потребности к здоровому образу жизни.
Целью здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий в МБДОУ являются: сформировать у детей основы здорового образа жизни и добиться выполнения элементарных правил здоровьясбережения; сформировать понимание основ здорового образа жизни; умение перевести в навык, обладающий его целевого использования.
Виды здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий в МБДОУ медика -профилактические; физкультурно-оздоровительные; технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка технологии здоровьесбережения и здоровье обогащения педагогов; валеологического просвещения детей и их родителей, здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.
Этапы внедрения здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий анализ исходного состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности дошкольников, их валеологических умений и навыков, а также здоровье сберегающей среды ДОУ. организация здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ. освоение педагогами ДОУ методик и приёмов здоровье сбережения детей и взрослых. внедрение разнообразных форм работы по сохранению и укреплению здоровья для разных категорий детей и взрослых. работа валеологической направленности с родителями.
Система здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий в МБДОУ : различные оздоровительные режимы (адаптационный, гибкий, щадящий, по сезонам, на время каникул); комплекс закаливающих мероприятий (воздушное закаливание, хождение по «дорожкам здоровье»; хождение босиком, обтирание после сна, максимальное пребывание детей на свежем воздухе, бодрящая гимнастика); физкультурные занятия всех типов; традиционная двигательная деятельность детей (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, проведение подвижных игр, прогулки) и инновационные технологии оздоровления и профилактики (ритмопластика, логоритмика, сухой бассейн, массажёры, тактильные дорожки); организация рационального питания; медико-профилактическая работа с детьми и родителями; комплекс мероприятий по сохранению физического и психологического здоровья педагогов.
Направления работы по здоровьесберегающим и здоровьеформирующим технологиям в МБДОУ Интеграция задач физкультурно-оздоровительной работы в различные виды совместной деятельности. Внедрение инновационных здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс ДОУ. Разнообразие форм физкультурно - досуговой деятельности с дошкольниками. Совершенствование физических качеств и обеспечение нормального уровня физической подготовленности в соответствии с возможностями и состоянием здоровья ребенка. Выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности и реализация их через систему спортивно-оздоровительной работы. Обеспечение физического и психического благополучия каждого ребёнка в ДОУ.
Формы физкультурно- оздоровительной работы в МДОУ ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТИМИ УТРЕННЯЯ ГИМНАСТИКА ФИЗКУЛЬТУРНЫЕ ЗАНЯТИЯ ФИЗКУЛЬТ МИНУТКИ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ СПОРТИВНЫЙ ДОСУГ ФИЗКУЛЬТУРНЫЕ ПРАЗДНИКИ ПРОГУЛКИ
Виды здоровье сберегающих технологий Время проведения в режиме дня Особенности методики проведения РитмопластикаНе раньше чем через 30 мин после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин со среднего возраста в физкультурном зале Обратить внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и ее соразмерность возрастным показателям ребенка Подвижные и спортивные игрыКак часть физкультурного занятия, на прогулке. Ежедневно для всех возрастных групп Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. Используются элементы спортивных игр РелаксацияВ зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп Можно использовать спокойную музыку, звуки природы Гимнастика утренняяЕжедневно, утром, перед завтраком во всех группах В групповой комнате, физкультурном зале, под музыку, с использованием подвижных игр и др. Гимнастика бодрящаяЕжедневно после дневного сна, мин во всех группах Различные варианты проведения ЛФК2 раза в неделю в коррекционных группах по показаниям врача Комплексы упражнений, корегирующих осанку, свод стоп
Гимнастика пальчиковаяС младшего возраста в различных формах физкультурно- оздоровительной работы Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени Гимнастика для глазЕжедневно по 3-5 мин в любое свободное время, в разных формах физкультурно-оздоровительной работы в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога Гимнастика дыхательнаяВ различных формах физкультурно- оздоровительной работы Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры Гимнастика корригирующаяВ различных формах физкультурно- оздоровительной работы Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей Физкультурное занятие2 раза в неделю в спортивном зале Ранний возраст в групповой комнате – 10 мин, младший возраст – 15 – 20 мин, средний мин, старший возраст – мин. Занятия проводится в соответствии с программой, по которой работает ДОУ Само-массажВ зависимости от поставленных целей, сеансами либо в различных формах физкультурно- оздоровительной работы С детьми старшего возраста Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму. Информация для детей по теме « Здоровье» Во время совместной деятельности в зависимости от поставленных задач Могут быть частью совместной деятельности с целью познавательного развития
Медицинские здоровьесберегающие технологии в МБДОУ технологии профилактики заболеваний, углубленный медицинский осмотр с участием узких специалистов, приходящих из поликлиники, отслеживание характера течения хронической патологии (для детей, имеющих III-У группу здоровья), реабилитация соматического состояния здоровья, противоэпидемическая работа и медицинский контроль работы пищеблока в соответствии с действующими санитарно-гигиеническими правилами, витамина -профилактика (фрукты – зимний период, витаминизация третьих блюд с использованием сухофруктов), санитарно-гигиеническая деятельность ДОУ.
Наглядный материал для внедрения здоровьеформирующих образовательных технологий Модели точного выполнения основных движений. Модели общеразвивающих упражнений. Алгоритмы подвижных игр. Схемы видов построения. Картотека индивидуальных заданий для закрепления основных движений. Пособия для формирования правильной осанки и профилактики плоскостопия, правилам ухода за своим телом, культурой и безопасностью приёма пищи. Атрибуты, стимулирующие и активизирующие двигательную активность. Фильмы и слайды о спорте, активном отдыхе. Литература валеологического содержания. Наглядный материал в «Уголках здоровья» в группах.
Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с педагогами МБДОУ: Активное участие педагогов в оздоровительных мероприятиях для детей и взрослых Семинары-тренинги Консультации для педагогов «Воспитание здорового ребёнка» Практикум для педагогов ДОУ «Приёмы релаксации, снятия напряжения в течение рабочего дня». Обсуждение вопросов здоровье сбережения на педагогических советах и медико-педагогических совещаниях.
Взаимодействие МБДОУ с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей. Информационные стенды для родителей посвящённые вопросам оздоровления Интернет информирование Информационные стенды медицинских работников о медицинской профилактической работе с детьми в МБДОУ Приобщение родителей к участию в физкультурно-массовых мероприятиях ДОУ (соревнования, спортивные праздники, дни открытых дверей, Дни и Недели здоровья, встречи детей МБДОУ с родителями-спортсменами и др.). Консультации, беседы с родителями по вопросам здоровье сбережения.
Результаты внедрения здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий в МБДОУ Сформированные навыки здорового образа жизни воспитанников, педагогов и родителей ДОУ. Взаимодействие специалистов ДОУ в организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками Проявление толерантности всех участников внедрения здоровье сберегающих технологий в педагогический процесс Формирование нормативно-правовой базы по вопросам оздоровления дошкольников. Внедрение научно-методических подходов к организации работы по сохранению здоровья детей, к созданию здоровье сберегающего образовательного пространства в ДОУ; Улучшение и сохранение соматических показателей здоровья дошкольников.
Литература по теме Л. Ф. Тихомирова «Формируем у детей правильное отношение к своему здоровью». Ярославль, 1997 г. В.И. Ковалько «Здоровьесберегающие технологии» Издательство «ВАКО», 2004 г. Л.Д. Глазырина «Физическая культура- дошкольникам: программа и программные требования». Москва, 2004г. Л.Г. Татарникова «Технологии валеологического развития ребёнка в дошкольном образовательном учреждении». Санкт- Петербург, 2006 г. «Здоровье детей -здоровье нации». Сборник материалов научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 2008 г.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!