Адаптация ребенка в детском саду. Группа «Пчелка»
Адаптацией принято называть процесс вхождения ребенка в новую для него среду и болезненное привыкание к ее условиям.
Ребенок, переходящий в новые условия жизни в дошкольном учреждении, переживает стрессовое состояние; у него появляются торможение, возникают ориентировочные реакции (можно, нельзя), напряженное состояние. Возникает синдром адаптации, т.е. скопление неизвестных воздействий, что вызывает у него страх, отрицательные эмоции. Ребенок в период адаптации – живая модель стрессового состояния. Стресс – это реакция на борьбу с трудностями, норма перехода от одних условий к другим.
Особенности адаптации.
1-я особенность: ребенок в период адаптации находится в состоянии динамического стереотипа(стереотип – система выработанных условных рефлексов). В период адаптации эта система меняется. На выработку условных рефлексов уходит много нервной энергии, любой стереотип у ребенка трудно вырабатывать. Происходит ломка старых стереотипов и формирование новых в конце адаптации.
2-я особенность: стрессовое напряжение в период адаптации связано с изменением гормональной системы организма. В этот период разные дети в зависимости от биологического темперамента ведут себя по-разному: кто бурно плачет, становится агрессивным, а кто сжимается и сильно страдает. Наша задача в детском учреждении – облегчить стрессовую ситуацию, найти подход к каждому ребенку.
3-я особенность: в период адаптации иммунная система организма, его защитные силы ослабевают. И чаще всего, пребывая в детском учреждении, на пятые- седьмые сутки ребенок заболевает.
Этапы адаптационного периода.
l этап – подготовительный. Задача этого этапа - сформировать такие стереотипы в поведение ребенка, которые помогут ему безболезненно приобщиться к новым для него условиям. В этот период необходимо особое внимание уделять рациону питания, приучать есть разнообразную пищу, тогда ребенок в детском саду не будет отказываться есть незнакомую пищу. Для хорошего самочувствия малыша имеют значение и такие моменты, как способ кормления, укладывание спать. Необходимо обратить внимание на формирование навыка самостоятельности. Ребенок умеющий есть, раздеваться, одеваться, в детском саду не будет чувствовать себя беспомощным, зависимым от взрослых, что положительно скажется на его самочувствии.
ll этап – основной. Главная задача этого этапа – создание положительного образа воспитателя. Родители должны понимать важность этого этапа и стараться установить с воспитателем доброжелательные отношения, подробно и откровенно рассказать об особенностях своего ребенка. Имея полную информацию о ребенке, воспитатель быстрее поймет его и установит контакт.
lll этап – заключительный. Ребенок начинает посещать детский сад постепенно. В процессе привыкания в первую очередь нормализуются настроение, самочувствие малыша, аппетит, в последнюю очередь – сон.
Факторы, влияющие на адаптацию. Состояние здоровья и уровень развития ребенка. Здоровый, хорошо развитый ребенок легче переносит всякие трудности, поэтому, чтобы уберечь ребенка от заболеваний, предотвратить психическое напряжение, родители должны всячески стараться обеспечить малышу условия для развития и заботиться о его здоровье.
Возраст малыша. Труднее всего переносят разлуку со взрослыми дети до 1.5 лет. В более старшем возрасте эта разлука постепенно теряет свое стрессовое влияние.
Биологические и социальные факторы. К биологическим факторам относятся состояние здоровья матери в период беременности, осложнения при родах, заболевания малыша в период новорожденности и первых месяцев жизни. Частые заболевания ребенка до поступления в д/сад оказывают влияние на степень тяжести адаптации.
Неблагоприятное влияние социального плана имеют существенное значение. Они выражаются в том, что родители не обеспечивают организацию ребенку правильного режима, соответствующего возрасту, достаточное количество дневного сна, не следят за правильной организацией бодрствования и др. Это приводит к переутомлению ребенка, задержке нервно-психических процессов, к задержке формирования навыков и личностных качеств которые соответствуют возрасту.
Исход адаптации. Адаптационный период считается законченным, если: ребенок с аппетитом ест; быстро засыпает, вовремя просыпается; играет.
Длительность адаптации зависит от уровня развития ребенка: если с ребенком систематически занимаются дома, то ребенок растет общительным и самостоятельным и период адаптации заканчивается за дней. если у ребенка слабо развита речь, низкий уровень самостоятельности, он не может обходиться без помощи взрослых, то период адаптации может растянуться на месяц и более.
Наши занятия.
Очень любим физкультуру!
Подвижные игры.
Прием пищи.
Игровая деятельность.
Прогулка.
Культурно гигиенические процедуры.
Сон.
Спасибо за внимание! Воспитатель Кузьмина Евгения Николаевна