Интеллектуальное развитие - Уметь: Называть числа от 1 до 10; Продолжать заданную закономерность; Производить классификацию объектов по цвету, форме, размеру, общему названию; Устанавливать пространственно-временные отношения с помощью слов: слева - на право, вверху - внизу, впереди - сзади, близко-далеко, выше - ниже, раньше, позже, вчера- сегодня- завтра; Сравнивать предметы по длине, ширине, высоте, массе, вместимости как непосредственно (визуально, приложением, наложением), как и с помощью произвольно выбранных мерок (мерных стаканчиков, полосок бумаги, шагов и т.д. Узнавать геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, шар, куб, пирамида; Уметь обводить заданные геометрические фигуры на листе бумаги в клетку « от руки»; Составлять с помощью педагога простые арифметические задачи по рисункам: составлять математические рассказы и отвечать на поставленный педагогом вопрос: Сколько было?... Сколько стало?... Сколько осталось?... Ориентироваться в пространстве относительно себя в качестве точки отсчёта.
. Иметь представление: О согласных звуках глухих и звонких, твёрдых и мягких; Знать: Отличие звуков от букв; Буквы русского алфавита. Уметь: Составлять словосочетания и предложения, в том числе с новыми словами; Отвечать на вопросы педагога и задавать свои вопросы; Подробно пересказывать текст по зрительной опоре; Составлять устный рассказ по картинке, серии сюжетных картинок; Выделять звук в начале слова, в середине и в конце; Соединять звуки в слоги; Выполнять штриховку в разных направлениях. Обводить по контуру рисунки, узоры, печатные буквы.
. Уметь: Узнавать и называть некоторые литературные жанры (сказка, загадка, рассказ, стихотворение); Слушать чтение, рассказ воспитателя вместе с группой сверстников; Отвечать на элементарные актуальные вопросы по содержанию текста и иллюстрации (Кого видишь? Где облака? Что делает мама? и пр.) Пересказывать основное содержание текста по зрительной опоре. Выражать свое отношение к прочитанному, услышанному. Знает: Названия нескольких сказок, стихотворений, рассказов; Имена нескольких писателей и названия их произведений.
Знать: Элементарные правила поведения в городе и природе; О правилах личной безопасности; О службах помощи 01, 02, 03; Свой адрес, название страны, поселка; Родственные отношения; О сезонных изменениях в природе; Об условиях, необходимых для роста растений; Зимующих птиц; Основные трудовые действия библиотекаря, почтальона и т.д. О правилах поведения в общественных местах; О строении своего тела; О погоде в разных частях света в разное время года; О растительном и животном мире разных частей света; О народных промыслах; О трех состояниях вещества на примере воды; О животных, растениях (обобщенное представление). Уметь: Устанавливать простейшие причинно- следственные связи; Соблюдать осторожность, оказавшись в новых жизненных ситуациях. Ухаживать вместе со взрослыми за растениями и животными ближайшего окружения.
«Художественное –эстетическое направление» В рисовании: создавать индивидуальные и коллективные рисунки, декоративные предметные и сюжетные композиции на темы окружающей жизни, литературных произведений; использовать в рисовании разные материалы и способы создания изображения. В лепке: лепить различные предметы, передавая их форму, пропорции, позы и движения фигур; создавать сюжетные композиции из 2 – 3 и более изображений; выполнять декоративные композиции способами налепа и рельефа; расписывать вылепленные изделия по мотивам народного искусства. В аппликации и конструировании: создавать изображения различных предметов, используя бумагу разной фактуры и усвоенные способы вырезания и обрывания; создавать сюжетные и декоративные композиции; подбирать заместители для каждого персонажа сказки; конструировать пейзажные композиции.
Нравственно – патриотическое развитие Уметь: находить дорогу в детский сад, соблюдать правила дорожного движения, правила поведения на улице и в общественных местах; называть фамилию, имя, отчество родителей, домашний адрес; находить различия между людьми; управлять своим настроением, чувствами, сравнивать и оценивать свои и чужие поступки, понимать последствия своих поступков, их влияние на эмоциональное состояние людей; уметь дружить, оказывать помощь, делиться игрушками. Знать: родственные связи и свою социальную роль в них; испытывать гордость за свою семью. Уметь: показать сказку на ширме кукольного театра; использовать в речи вежливые выражения; уважительно относиться к себе, иметь чувство собственного достоинства; поддерживать уверенность в себе («Я могу!»). формировать умение спокойно отстаивать своё мнение; уметь слушать собеседника, не перебивая без надобности; любить и уважать родителей и других членов семьи; проявлять желание познавать культуру своего народа (через сказки, пословицы, поговорки, народное творчество); проявлять интерес к жизни детей в школе и их учебному процессу; иметь желание учиться в школе;
«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться». доктор психологических наук, Леонид Абрамович Венгер
Умеет ли ребенок общаться с детьми. Проявляет ли инициативу в общении или ждет, когда его позовут другие ребята. Чувствует ли принятые в обществе нормы общения. Готов ли учитывать интересы других детей или коллективные интересы, умеет ли отстаивать свое мнение. Чувствует ли разницу в общении с детьми, учителями и другими взрослыми, родителями.
У малыша к моменту поступления в школу должен быть достаточно разнообразный опыт общения с незнакомыми людьми. Необходимо дать ему возможность самому установить контакты с окружающими в поликлинике, на детской площадке, в магазине и пр.
Умение думать, анализировать, делать выводы. Развитие речи, словарный запас и способность рассказывать что-то на доступные темы, в том числе и элементарные сведения о себе. Способность к концентрации внимания, умение строить логические связи, развитие памяти, мелкая моторика. Рассказывать о своих школьных годах, вспоминая смешные и поучительные случаи, читать вместе с ребенком книги о школе, рассказывать о школьных порядках, устроить малышу экскурсию по будущей школе, показав ему, где он будет учиться. Полезны занятия, которые развивают фантазию и воображение: рисование, лепка, конструирование, а также самостоятельность и упорство: занятия в кружках и секциях.
Не забудьте о своих чувствах: если вы сами чувствуете беспокойство и волнение, наверняка они передадутся и вашему ребенку. Поэтому, будьте спокойны и уверены в себе и в своем ребенке, и не позволяйте страхам омрачать это важное событие в жизни ребенка.
Тест для родителей на определение готовности ребёнка к школе Отметьте каждый утвердительный ответ одним баллом. 1.Как вы считаете, хочет ли ваш ребёнок идти в первый класс? 2.Считает ли он, что в школе узнает много нового и интересного? 3.Может ли ваш ребёнок в течение некоторого времени (15-20 минут) самостоятельно заниматься каким-либо кропотливым делом (рисовать, лепить, собирать мозаику, конструктор и т.п.)? 4.Можете ли вы сказать, что ваш ребёнок не стесняется в присутствии посторонних людей? 5.Умеет ли ваш ребёнок связно описать картинку и составить по ней рассказ как минимум из пяти предложений? 6.Знает ли ваш ребёнок стихи наизусть? 7.Может ли он назвать заданное существительное во множественном числе? 8.Умеет ли ваш ребёнок читать, хотя бы по слогам? 9.Считает ли ваш ребёнок до десяти в прямом и обратном порядке? 10.Умеет ли он прибавлять и отнимать хотя бы одну единицу от чисел первого десятка? 11.Может ли ваш ребёнок писать простейшие элементы в тетради в клетку, аккуратно перерисовывать небольшие узоры? 12.Любит ли ваш ребёнок рисовать, раскрашивать картинки? 13.Умеет ли ваш ребёнок управляться с ножницами и клеем (например, делать аппликации из бумаги)? 14.Может ли он из пяти элементов разрезанной на части картинки за минуту собрать целый рисунок? 15.Знает ли ваш ребёнок названия диких и домашних животных? 16.Есть ли у вашего ребёнка навыки обобщения, например, может ли он назвать одним словом « фрукты » яблоки и груши? 17.Может ли ребёнок понять и точно выполнить инструкцию?
Если вы ответили утвердительно на вопросов, значит, ваш ребёнок вполне готов к школьному обучению. Вы занимались с ним не напрасно, и в дальнейшем, если у него и возникнут трудности при обучении, он с вашей помощью, сможет с ними справиться. Если ваш ребёнок может справляться с содержанием вышеуказанных вопросов, то вы на верном пути. За время занятий он многому научился и многое узнал. А те вопросы, на которые вы ответили отрицательно, укажут вам на какие моменты нужно обратить внимание, в чём ещё нужно потренироваться с ребёнком. В том случае, если количество утвердительных ответов 9 или менее, вам следует систематически заниматься с ребёнком, тренироваться в выполнении различных упражнений.