Урок музыки. 2 класс. « Выразительность и изобразительность в музыке разных композиторов». Бокова С Ю МОУ Ново- Рассыпнянская СОШ
Иога́нн Себастья́н Бах Бокова С Ю МОУ Ново- Рассыпнянская СОШ
Иога́нн Себастья́н Бах Родился 28 июля 1750 (н. ст.) в г Лейпциг, (Германия) немецкий композитор и органист.28 июля1750н. ст.ЛейпцигГерманиянемецкийкомпозиторорганист Один из величайших композиторов в истории музыки. За свою жизнь Бах написал более 1000 произведений. В его творчестве представлены все значимые жанры того времени, кроме оперы;оперы После смерти Баха его музыка была малопопулярна, но в XIX веке её открыли вновь.XIX веке Его творчество оказало сильное влияние на музыку последующих композиторов, в том числе и в XX веке.XX веке Бокова С Ю МОУ Ново- Рассыпнянская СОШ
В течение жизни Бах был больше всего известен как первоклассный органист, преподаватель и сочинитель органной музыки. Орган. Бокова С Ю МОУ Ново- Рассыпнянская СОШ
Михаи́л Ива́нович Гли́нка (20 мая (1 июня) (15) февраля 1857) русский композитор, основоположник русской классической музыки.1 июня18043 (15) февраля1857композитор классической музыки Бокова С Ю МОУ Ново- Рассыпнянская СОШ
Детские и юношеские годы Михаил Глинка родился 20 мая (1 июня н. ст.) 1804 года в селе Новоспасском Смоленской губернии, в имении своего отца, отставного капитана Ивана Николаевича Глинки. До шести лет воспитывался бабушкой (по отцу) Фёклой Александровной, которая полностью отстранила мать Михаила от воспитания сына. Михаил рос нервным, мнительным и болезненным баричем- недотрогою «мимозой», по собственной характеристике Глинки. К счастью для мальчика, бабушкино воспитание, грозившее превратить его в жалкого, изнеженного недоросля, было прервано её смертью. Михаил снова перешёл в полное распоряжение матери, приложившей все усилия, чтобы стереть следы прежнего. С десяти лет Михаил начал учиться игре на фортепиано и скрипке. Первой учительницей Глинки была приглашённая из Санкт-Петербурга гувернантка Варвара Федоровна Кламер.20 мая1 июня1804 годаНовоспасском Смоленской губерниифортепианоскрипкеСанкт-Петербурга В 1817 году родители привозят Михаила в Санкт-Петербург и помещают в Благородный пансион при Главном педагогическом институте (в 1819 году переименован в Благородный пансион при Санкт-Петербургском университете), где его гувернёром был поэт, декабрист В. К. Кюхельбекер. В Петербурге Глинка берет уроки у крупнейших музыкантов, в том числе у ирландского пианиста и композитора Джона Филда. В пансионе Глинка заводит знакомство с А. С. Пушкиным, который приходил туда к своему младшему брату Льву, однокласснику Михаила. Их встречи возобновились летом 1828 года и продолжались вплоть до кончины поэта.1817 годуСанкт-ПетербургГлавном педагогическом институте1819 годугувернёромдекабристВ. К. КюхельбекерДжона Филда А. С. Пушкиным1828 года Бокова С Ю МОУ Ново- Рассыпнянская СОШ
Творчество. Оперы «Жизнь за царя» (1836)«Жизнь за царя»1836 «Руслан и Людмила» ( )«Руслан и Людмила» Симфонические произведения Симфония на две русские темы (1834, окончена и оркестрована Виссарионом Шебалиным)1834 Виссарионом Шебалиным Музыка к трагедии Н. В. Кукольника «Князь Холмский» (1842)Н. В. Кукольника1842 Испанская увертюра 1 «Блестящее каприччи на тему Арагонской хоты» (1845)1845 «Камаринская», фантазия на две русские темы (1848)1848 Испанская увертюра 2 «Воспоминания о летней ночи в Мадриде» (1851)1851 «Вальс-фантазия» (1839, 1856) Камерно-инструментальные сочинения Соната для альта и фортепиано (неоконченная; 1828, доработана Вадимом Борисовским в 1932)альта1828Вадимом Борисовским1932 Блестящий дивертисмент на темы из оперы Беллини «Сомнамбула» для фортепианного квинтета и контрабасаБеллини«Сомнамбула» фортепианногоквинтетаконтрабаса Большой секстет Es-dur для фортепиано и струнного квинтета (1832)секстетEs-durфортепианострунногоквинтета1832 «Патетическое трио» d-moll для кларнета, фагота и фортепиано (1832)d-mollкларнетафаготафортепиано1832 Бокова С Ю МОУ Ново- Рассыпнянская СОШ
Романсы и песниРомансы «Венецианская ночь» (1832)1832 «Я здесь, Инезилья» (1834)1834 «Ночной смотр» (1836) «Сомнение» (1838)1838 «Ночной зефир» (1838) «В крови горит огонь желанья» (1839) свадебная песня «Дивный терем стоит» (1839) «Попутная песня» (1840)1840 «Признание» (1840) «Слышу ли голос твой» (1848)1848 «Заздравный кубок» (1848) «Песнь Маргариты» из трагедии Гете «Фауст» (1848) «Мери» (1849) «Адель» (1849)1849 «Финский залив» (1850)1850 «Молитва» («В минуту жизни трудную») (1855)1855 «Не говори, что сердцу больно» (1856) [Гимн Российской Федерации Патриотическая песня Михаила Глинки в период с 1991 по 2000 год являлась официальным гимном Российской Федерации.Патриотическая песня годгимном Российской Федерации Бокова С Ю МОУ Ново- Рассыпнянская СОШ
Гео́ргий Васи́льевич Свири́дов. (16 декабря 1915, Фатеж 6 января 1998, Москва) русский советский композитор и пианист, неоромантик16 декабря1915Фатеж1998Москва Бокова С Ю МОУ Ново- Рассыпнянская СОШ
Биография Георгий Васильевич Свиридов родился в 1915 году в городе Фатеж Курской губернии Российской империи. Его отец был почтовым служащим, а мать учителем. Его отец, Василий Свиридов, сторонник большевиков в гражданской войне, был убит, когда Георгию было 4 года. Семья переехала в Курск, когда Георгию было 9 лет. Там Георгий Свиридов, учась в начальной школе, учился играть на своём первом музыкальном инструменте, балалайке. Учась подбирать на слух, он демонстрировал такой талант и способность, что он был принят в местный ансамбль народных инструментов. Он окончил музыкальную школу в 1929 году, и, по совету своего учителя, М. Крутинского, переехал в Ленинград в 1932 году, где он занимался на фортепиано в Ленинградском училище, которое он закончил в 1936 году. С 1936 по 1941, он учился в Ленинградской консерватории у Петра Рязанова и Дмитрия Шостаковича.1915 году ФатежКурской губернииРоссийской империибольшевиковгражданской войнеКурскбалалайке1929 годуЛенинград1932 годуфортепиано Ленинградской консерваторииПетра РязановаДмитрия Шостаковича Бокова С Ю МОУ Ново- Рассыпнянская СОШ
Мобилизированный в Советские Вооружённые силы в 1941, несколько дней спустя окончания консерватории, Свиридов был отправлен в военную академию в Уфе, но был комиссован в конце года по состоянию здоровья.1941Уфе До 1944 года жил в Новосибирске, куда была эвакуирована Ленинградская филармония. Как и другие композиторы, он начинает писать военные песни, из которых самой известной стала, пожалуй, «Песня смелых» на стихи А. Суркова. Кроме того, он писал музыку для спектаклей эвакуированных в Сибирь театров.Новосибирске Ленинградская филармонияА. Суркова В 1944 году Свиридов возвратился в Ленинград, а в 1950 году поселился в Москве. Теперь ему уже не надо было доказывать свое право на самостоятельное творчество. Он пишет симфонии, концерты, оратории, кантаты, песни и романсы.1944 году 1950 году поселился в Москве[1].1950 году[1] В июне 1974-го на фестивале русской и советской песни, проходившем во Франции, местная печать представила Свиридова своей искушенной публике как «наиболее поэтичного из современных советских композиторов»[2].[2] В последние годы Георгий Свиридов много болел. 6 января 1998 года он скончался[3]. Гражданская панихида и похороны Г. Свиридова состоялись 9 января в Москве. После отпевания в храме Христа Спасителя состоялись похороны Г. Свиридова. Свой последний приют тело великого композитора обрело на Новодевичьем кладбище[6 января1998 года[3][ Бокова С Ю МОУ Ново- Рассыпнянская СОШ
Музыка. Свои первые сочинения Свиридов написал ещё в 1935 году цикл лирических романсов на слова Пушкина. Пока он учился в Ленинградской консерватории, с 1936 по 1941, Свиридов экспериментировал с разными жанрами и разными типами композиции. Он написал Концерт для фортепиано 1 ( ), Симфонию 1 и камерную симфонию для струнных (1940).1935 годуПушкина Ленинградской консерватории Стиль Свиридова значительно менялся на ранних этапах его творчества. Его ранние вещи были написаны в стиле классической романтической музыки и были похожи на работы немецких романтиков. Позже Свиридов старался писать произведения, которые носили исключительно русский характер. Пока музыка Свиридова оставалась малоузнаваема на Западе, в России его работы пользовались грандиозным успехом у критиков и слушателей за их простые, лирические мелодии и народный характер. Свиридов продолжал и развивал опыт русских классиков, прежде всего Модеста Мусоргского, обогащая его достижениями XX столетия. Он использует традиции старинного канта, обрядовых попевок; знаменного роспева, а в то же время и современной городской массовой песни. Творчество Свиридова сочетает в себе новизну, самобытность музыкального языка, отточенность, изысканную простоту. Бокова С Ю МОУ Ново- Рассыпнянская СОШ
Сочинения. 7 маленьких пьес для фортепиано ( ) романсов на слова А.Пушкина (1935) романсов на слова М.Лермонтова (1938) Концерт для фортепиано с оркестром 1 ( ) Камерная симфония для струнных (1940) романса на стихи А.Блока (1941)1941 Концерт для фортепиано с оркестром 2 (1942)1942 Музыкальная комедия «Раскинулось море широко» (1943)1943 Соната для фортепиано (1944)1944 Романсы для голоса и фортепиано на стихи Уильяма Шекспира ( )Уильяма Шекспира Квинтет для фортепиано и струнных (1945)1945 Трио для фортепиано, скрипки и виолончели (1945; Сталинская премия, 1946) Вокальный цикл «Страна отцов» для тенора, баса и фортепиано на стихи А. И. Исаакяна, состоит из 11 романсов (1950)1950 Музыкальная комедия «Огоньки» (1951)1951 Оратория «Декабристы» на слова Александра Пушкина и поэтов-декабристов ( , не окончена)Александра Пушкина Романсы для голоса и фортепиано на стихи Роберта Бернса в переводах Самуила Маршака (1955)Роберта БернсаСамуила Маршака1955 Романс для голоса и фортепиано «Мой отец крестьянин» на стихи Сергея Есенина (1956)Сергея Есенина1956 Вокально-симфоническая поэма «Памяти Сергея Есенина» (1956)Сергея Есенина1956 «Патетическая оратория» на слова Владимира Маяковского (1959, Ленинская премия, 1960)Владимира Маяковского Вокальный цикл (поэма) «Петербургские песни» для четырех певцов-солистов, фортепиано, скрипки и виолончели на стихи Александра Блока (196169)Александра Блока Музыка для камерного оркестра (оркестровая версия Квинтета для фортепиано и струнных 1964) 1964 «Курские песни» для смешанного хора и оркестра, слова народные (1964; Государственная премия, 1968) «Пушкинский венок» для хора с оркестром (1979)1979 Бокова С Ю МОУ Ново- Рассыпнянская СОШ
Музыкальные иллюстрации к повести Александра Пушкина «Метель» (1964)Александра Пушкина1964 Маленькая кантата для хора и оркестра «Деревянная Русь» на стихи Сергея Есенина (1964)Сергея Есенина1964 Маленькая кантата для хора и оркестра «Снег идет» на стихи Бориса Пастернака (1965)Бориса Пастернака1965 Маленькая кантата для хора и оркестра «Грустные песни» на стихи Александра Блока (1965)Александра Блока1965 Романс «Эти бедные селенья» для голоса, фортепиано и гобоя на слова Фёдора Тютчева (1965) Фёдора Тютчева1965 Сюита «Время, вперёд!» (1965) тема заставки программы «Время», выпуска новостей СССР в 21 час.Сюита1965программы «Время» «Маленький триптих» (1966)1966 Музыка к памятнику павшим на Курской дуге (1973)1973 «Весенняя кантата» для хора и оркестра (1972)1972 Хоровой концерт «Памяти А. А. Юрлова» для смешанного хора, поющего без слов (1973)1973 Кантата «Ода Ленину» на слова Роберта Рождественского для чтеца, хора и оркестра (1976)Роберта Рождественского1976 Гимны Родины для хора (1978) 25 хоралов для баса и фортепиано ( ) «Ночные облака», кантата на слова Александра Блока для смешанного хора a cappella (1979)Александра Блока 10 романсов на слова А.Блока ( ) «Ладога», поэма для хора на слова A. Прокофьева (1980) «Песни», концерт для хора a cappella на слова Александра Блока ( )Александра Блока «Петербург», вокальная поэма (1995) «Песнопения и молитвы» (для хора без сопровождения Бокова С Ю МОУ Ново- Рассыпнянская СОШ