по приобщению дошкольников к истокам национальной культуры Южного Урала с помощью народных игр. инструктор по физическому воспитанию 1 квалификационной категории Масайло Надежда Валентиновна ПРОЕКТ Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 4 г. Аши, Челябинской области. Масайло Надежда Валентиновна
Цель проекта: формирование уважения к культурам народов Южного Урала. Сроки реализации проекта: долгосрочный. Масайло Надежда Валентиновна
Задачи проекта: 1. Дать элементарные знания об особенностях национальностей Южного Урала, посредством ознакомления с народными играми, предметами быта, показать сходство между традициями и обычаями наших народов. 2. Накопление детьми материала по устному народному творчеству (считалки, скороговорки, потешки и др.) 3. Развитие умения детей рассказывать содержание и правила игр. 4. Выявление роли народных игр в развитии двигательных навыков дошкольников. 5. Воспитывать: - чувство толерантности к представителям других национальностей; - чувство гордости за свой народ и его культуру. Масайло Надежда Валентиновна
ИНСТРУКТОР по физкультуре РОДИТЕЛИВОСПИТАТЕЛИ ДЕТИ старшего дошкольного возраста УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА Масайло Надежда Валентиновна
Актуальность. В современной образовательной системе центром является человек, воспитывающийся и развивающийся в поликультурном пространстве. Резкий подъем национального самосознания, стремление к этнической и этнокультурной самоидентификации обусловливают огромный интерес народов не только к своей национальной культуре, но и к культуре народов ближайшего и отдаленного национального окружения. Приобщение дошкольников к народной культуре становится социальным заказом общества, что отражено в директивных государственных документах: "Законе об образовании", "Концепции государственной национальной политики", "Концепции модернизации структуры содержания российского образования до 2010 года". Масайло Надежда Валентиновна
Актуальность Дошкольный возраст, как известно, характеризуется интенсивным вхождением в социальный мир, формированием у детей начальных представлений о себе и обществе, чувствительностью и любознательностью. С учётом этого можно сделать вывод о благоприятных перспективах и актуальности формирования у дошкольников этнокультурной осведомлённости. Поэтому роль педагога – удовлетворить детское любопытство и дать детям элементарные знания о традициях, быте народов родного края. Педагоги высоко оценивают значение народных игр. Так, П.Ф. Лесгафт именно народные игры положил в основу своей системы физического образования. К.Д. Ушинский считал эти игры наиболее доступным материалом для детей. Масайло Надежда Валентиновна
Актуальность Игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания детей разного возраста. Игра – это школа воспитания. В ней свои «учебные предметы». Одни из них развивают у детей ловкость, меткость, быстроту и силу; другие учат премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу. Игра формирует высокую нравственность. Неоценимым национальным богатством являются календарные народные игры. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков – их быте, труде, мировоззрении. Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников. Масайло Надежда Валентиновна
Используемые программы: «От рождения до школы» под ред.Н.Е.Вераксы,Т.С.Комаровой,М.А.Васильевой. О.Л.Князева, М.Д.Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ.: Детство-Пресс,2004. «Наш дом – Южный Урал» Бабунова Е.С. М.Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, Масайло Надежда Валентиновна
Формы работы по реализации проекта: Занятия по физической культуре. Работа кружка «Растишка» Использование народных игр на праздниках и развлечениях. Календарные народные праздники. Консультации для воспитателей и родителей. Анкетирование, тестирование. Семинары, круглые столы с родителями и воспитателями. Масайло Надежда Валентиновна
Принципы использования народных игр: - принцип ориентировки на ведущие идеи народной педагогики; - принцип разнообразия народных игр; - календарно-тематический принцип; - принцип традиционности; - принцип систематичности и последовательности; - принцип учета возраста; - принцип комплексности, то есть связи с другими средствами народной педагогики. Масайло Надежда Валентиновна
Изучаем игры: Башкирские игры: «Липкие пеньки» «Палка-кидалка» «Ласточки и ястребы» «Юрта» «Жмурки в кругах» «Прутик» «Конное состязание» «Липкие пеньки» «Стрелок» «Медный пень» «Скачки» «Шар на земле» Татарские игры: «Хромая курица» «Скок-перескок» «Татарский хоровод» «Лисички и курочки» «Кто дальше бросит» «Серый волк» «Стрельба в мишень» «Спутанные кони» «Продай горшок» «Ласточка» «Татарский плетень» «Мяч по кругу» «Тимербай» «Кто первый» Масайло Надежда Валентиновна
Русские игры «Капуста» «Муха» «Кружева» «Хвосты» «Лапти» «Пирог» «Золотые ворота» «Плетень» «Ручеек» «Дед Мазай» «Платок» «Колечко» «Растяпа» «Дударь» «Бабушка Пыхтеиха» «Бабка Ёжка» «Дед Мороз» «Гуськи» «Чурилки» «Водяной» «Горелки» «Лапти» «Пирог» «Петушиные бои» «Бубенцы» «Заря-зарница» «Верба-вербочка» «Солнышко-ведрышко» «Ручеек» «Плетень» «Удочка» Масайло Надежда Валентиновна
Праздники и развлечения «Весенние посиделки» «Сабантуй» «Зимнее гулянье» «Покров» «Масленица» «Воронья каша» Масайло Надежда Валентиновна
Использование татарских и башкирских игр Башкирская игра «Юрта»Татарская игра «Продай горшок» Масайло Надежда Валентиновна
Русские игры Масайло Надежда Валентиновна плетеньручеек
Масайло Надежда Валентиновна водянойпирожок
Календарные праздники. Приходи, весна, прощай, снежная зима! сабантуй. Масайло Надежда Валентиновна
Воронья (грачиная) каша.Зимнее гулянье
Масайло Надежда Валентиновна масленица покров
Ожидаемый результат проекта: Использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок. Умеют играть в народные подвижные игры. Знают правила игры и могут их объяснить. Осмысленное и активное участие детей в народных праздниках (знают название праздника, чей праздник, поют песни, исполняют частушки, читают стихи, танцуют и т.д.). Используют атрибуты народной культуры в самостоятельной деятельности. Бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества. Масайло Надежда Валентиновна
Спасибо за внимание! Масайло Надежда Валентиновна