Система работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка- детский сад 78»
Нормативная база 1.Федеральный закон - «О безопасности дорожного движения»: …основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства. 2. ФГТ – содержание образовательной области «БЕЗОПСНОСТЬ»: формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности, а именно формирование представлений об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них; приобщение к правилам безопасного поведения; передача детям знаний о правилах безопасного дорожного движения в качестве пешехода и пассажира.
Актуальность проблемы – В Российской Федерации количество ДТП с участием детей в возрасте до 14 лет в расчете на 10 тыс. единиц транспорта почти -в 10 раз выше, чем в Великобритании, - в 30 раз выше, чем в Италии, - в 20 раз выше, чем во Франции и Германии. Сложившееся положение с детским дорожно-транспортным травматизмом, - по оценке ГУ ГИБДД МВД России, - свидетельствует о незнании детьми Правил дорожного движения и неумении правильно ориентироваться в дорожной обстановке, что является следствием недостаточного внимания к проблемам предупреждения детского травматизма, в первую очередь, со стороны органов образования. У детей дошкольного возраста часто наблюдается недостаточная готовность к самосохранению, слабо развито умение анализировать обстановку, прогнозировать последствия своих действий. Возникает необходимость уберечь детей от опасностей, не подавив при этом в них естественной любознательности, открытости и доверия к миру, не напугать их и подготовить к полноценной жизни.
Безопасность состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз Безопасность отсутствие недопустимого риска, связанного с возможностью нанесения ущерба. Безопасность такое состояние сложной системы, когда действие внешних и внутренних факторов не приводит к ухудшению системы или к невозможности её функционирования и развития Безопасность такое состояние человека, когда действие внешних и внутренних факторов не приводит к смерти, ухудшению функционирования и развития организма, сознания, психики и человека в целом, и не препятствуют достижению определенных желательных для человека целей.
Цель: профилактика детского дорожно-транспортного травматизма, создание условий для формирования устойчивых установок безопасного поведения на улицах и дорогах. Задачи: Образовательные – обучение детей правилам дорожного движения (по возрасту), знакомство с некоторыми знаками, разметкой дороги, освоение в деятельности умений и навыков безопасного поведения. Развивающее –развивать целостное восприятие дорожной ситуации. Воспитательные – дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, общая культура поведения, навыки дорожного этикета.
ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ: 1.Принцип индивидуального и дифференцированного подхода - учёт личностных, возрастных особенностей учащихся и уровня их психического и физического развития. 2.Принцип доступности – предлагаемая информация соответствует особенностям детского восприятия. 3.Принцип постепенности – использование традиционной схемы:ознакомление – накопление опыта, систематизация, расширение представлений, закрепление. 4.Принцип системности – решается через интеграцию образовательных областей.
Технологическая карта интеграции при реализации задач по профилактике дорожно-транспортного травматизма – образовательная область «безопасность» Образ.областьВид деятельностиФормы работы Познание Познавательно- исследовательская Наблюдение,экскурсии,решение проблемных ситуаций, экспериментирование,коллекционирование моделирование,реализация проекта,игры с правилами Коммуникация КоммуникативнаяБеседа ситуативный разговор Речевая ситуация Составление отгадывание загадок Социализация ИгроваяСюжетные игры Труд ТрудоваяПоручение Реализация проекта Чтение худ. лит- ры ЧитательскаяЧтение,обсуждение,разучивание Музыка Музыкально- художественная Слушание Исполнение Импровизация Худ.творчество ПродуктивнаяМастерская по изготовлению продуктов детского творчества Реализация проектов Физ.культура ДвигательнаяПодвижные дидактические игры Подвижные игры с правилами, соревнования, эстафеты Здоровье Познавательная Двигательная Беседа ситуативный разговор, проблемные ситуации, Игровые упражнения
Результат: сформированы знания и представления дошкольников о правилах поведения на дорогах; начало формирования осознанного отношения детей к значению выполнения правил личной безопасности; умение гибко менять своё поведение в зависимости от разыгрываемой дорожной ситуации; А также возросло понимание родителями своей ответственности за формирование первоначальных представлений о поведение детей на дорогах
Результат: Ребёнок владеет представлениями и понимает их значение и их сущность: Где должны ходить пешеходы и почему опасно находиться на проезжей части Части улиц и дорог, что такое перекресток, какие бывают перекрестки – как безопасно переходить улицу, о переходе улицы группой детей. Назначение светофоров, сигналы транспортного и пешеходного светофоров. Места ожидания общественного транспорта, как обходить стоящий автобус, трамвай. Сигналы регулировщика. Для чего служат дорожные знаки,группы дорожных знаков. Применять на практике полученные знания.
ПРЕДСТАВЛЕННЫЙ МАТЕРИАЛ 1. Теоретическое обоснование проблемы, методические рекомендации для педагогов: -Особенности организации образовательной деятельности - перечень познавательных способностей, которые необходимо формировать для успешного освоения детьми материала - рекомендуемые педагогические технологии: моделирование, интерактивный опрос и др.. - примерная тематика образовательных мероприятий - методика построения системы работы педагога - примерное планирование содержания работы по возрастам - диагностический материал - отражены аспекты формирования этикетного поведения («дорожный этикет») 2. Используемая методическая литература А.М.Якупова, Б.А.Загребин «Основы безопасности движения пешехода» С.Н.Черепанова «Правила дорожного движения дошкольникам» О.В.Калашникова «Праздники в детских садах и школах» М.С.Коган «правила дорожные знать каждому положено!»
ПРЕДСТАВЛЕННЫЙ МАТЕРИАЛ Н.В.Коломеец «Формирование культуры безопасного поведения» Н.Н.Авдеева «Безопасность» Т.Ф.Саулина « Три сигнала светофора 3. Медиатека с презентациями о правилах поведения на дороге. 4. сценарии, конспекты образовательной деятельности по теме. 5. Рекомендации родителям о приобщении к правилам поведения на улице. 6. Вила дорожного движения в стихах. 7. Фотоальбом о развивающей среде в ДОУ. 8. Альбом с изображением дорожных знаков 9. Материал в иллюстрациях о правилах безопасного поведения.
Перспективы – разработка проекта «мультфильм о безопасной дороге своими руками» ( в совместной деятельности с детьми).