Дошкольное учебное учреждение 19 «Солнышко» Торезского городского совета Донецкой области. Развитие речи детей раннего возраста с использованием народного творчества. Автор проекта воспитатель Лукьянчук Л.П.
Взрослые - хранители опыта, накопленного человечеством, знаний, умений, культуры. В конце 20 века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает языку, а значит и культуре. Дети раннего возраста, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения - устной речью. Поэтому проблема развития речи детей средствами малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость. Как отмечает Н. Гавриш: «В раннем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребенка. Увеличить запас слов помогут малые формы фольклора, в которых привлекается его внимание к предметам, животным, людям. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывают желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи». Актуальность проекта
Анализ научно-методической, психолого- педагогической литературы В.А. Сухомлинский утверждал: «Сказки, песенки, потешки, являются незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности». А.П. Усова считает: «Потешки, сказки, загадки и пословицы являются богатейшим материалом для развития культуры речи». На важность приобщения детей к красоте родного слова, развития культуры речи указывали К.Д.Ушинский, Е.И.Тихеева, Е.А.Флерина, А.П.Усова и др. Психологическое обоснование проблема формирования выразительности детской речи получила в трудах известных психологов Л.С.Выготского, С.Л.Рубинштейна А.Н.Леонтьева, Б.М.Теплова, А.В.Запорожца. Эти же вопросы в центре внимания многих современных исследователей (Ф.А.Сохин, А.М.Шахнарович, О.С.Ушакова, А.Я.Шибицкая, Н.В.Гавриш др.)
Таким образом, исследования психологов и практиков показывают что: устное народное творчество (народные песенки, потешки, пестушки) представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать, как в организованной образовательной деятельности, так и в совместно-партнерской деятельности детей раннего возраста. С их помощью можно развивать: Фонемати- ческий слух Граммати- ческий строй речи Обогащать словарь Звуковую культуру речи
Цель проекта: Целенаправленное и систематическое использование фольклора позволит заложить фундамент психофизического состояния ребенка. Воспитает любовь к родному краю, речи через ознакомления с детским фольклорам.
Задачи проекта: Формирование раннего восприятия звуковой культуры речи на основе мелодической структуры языка в потешках, стихотворениях. Развитие слухового внимания, понимания речи, развитие артикуляционного и слухового аппарата, звукоподражания, активизации словаря. Воспитание интереса к художественной литературе, формирование способности к целостному восприятию произведений. Воспитание на основе устного народного творчества положительного отношения к режимным моментам. Совершенствование системы взаимодействия с родителями в процессе работы.
Сроки реализации проекта: сентябрь 2013 – июнь 2014 Описание проекта: Мероприятия Этапы проекта - Анализ предметной среды группы. -Изучение методической литературы по проблеме. -Формулирование целей и задач проекта. Предпроектный (сентябрь 2013)
Мероприятия Октябрь-ноябрь-декабрь Организация диагностического исследования речи детей Организация адаптационного периода с использованием различных форм фольклора Организация игрового взаимодействия Выставка книг с различными жанрами фольклора Рассматривание иллюстраций Инсценирование произведений фольклора Организация режимных моментов с использованием фольклорных произведений Январь-февраль Проведение семинара по проблеме проекта Выступление на педагогическом совете Создание игровой среды в группе на основе фольклорных произведений Деятельность в соответствии с тематическим планированием Март-апрель Проведение индивидуальных и подгрупповых консультаций Родительское собрание «Фольклор, как средство развития речи» Выпуск буклета для родителей «Народные дидактические игры» Привлечение родителей к созданию игровой среды в группе Описание проекта( проектный этап октябрь-апрель)
Реализация проекта осуществляется: Использование фольклора в организованной образовательной деятельности: коммуникация и чтение художественной литературы. Использование фольклорных произведений в совместно-партнерской деятельности.
Участники проекта 1 целевая группа – дети: специально организованная деятельность, совместная деятельность педагога и ребенка (подгруппы детей, индивидуальная работа), самостоятельная детская деятельность. 2 целевая группа – педагоги: активная методическая работа. 3 целевая группа – родители: оказание консультативной помощи.
Использую малые формы фольклора в разных видах деятельности Перечень основных мероприятий На лепке - лепим оладушки, обыгрываем потешкой «Ладушки- ладушки испечем оладушки». В режимных моментах использую фольклорные подвижные игры: «У медведя во бору», «Солнышко и дождик», «Жмурки» и др. На конструировании строим избушку, обыгрываем ее, приговаривая: «Кошка в окошке рубашку шьет», «Курочка в сапожках избушку метет». На ИЗО рисуем солнце приговарива я: «Солнышко, солнышко выгляни в окошко»
Ожидаемые результаты проекта Количество детей с высоким уровнем развития речи увеличиться на 8% Словарь детей к концу году обогатится новыми словами, оборотами, выражениями Будут сформированы первичные навык и восприятия фонематической и лексической стороны речи Сформируется первоначальный интерес к устному народному творчеству, художественной литературе; Сформируется положительное отношение к режимным моментам У родителей сформируется понимание необходимости использования малых форм фольклора в развитии речи детей У родителей повысится общий культурный уровень
Значимость проекта Теоретическая значимость заключается в обобщении и уточнении теоретического и практического материала в рамках проектной темы, а также в обосновании того, что использование малых форм фольклора имеет важное значение для развития речи детей раннего возраста. Практическая значимость результатов проекта заключается в разработке методических рекомендаций для воспитателей по развитию речи детей раннего возраста средствами фольклора.