Формы и виды организации учебной деятельности, средства обучения на уроках по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» Фоос С.В.
Три постулата урока ОРКСЭ В основу технологии урока по ОРКСЭ положены следующие три постулата: Урок есть открытие истины Урок есть часть жизни ребенка Гуманизация образовательного процесса, здоровье-сберегающие и информационные технологии
Формы и виды учебной деятельности В качестве наиболее важных механизмов, способствующих освоению содержания курса, могут быть выделены следующие методы: Метод моральных дилемм и дискуссий, Эвристические методы, Исследовательский метод, Проектирование
Из всего арсенала существующих разнообразных форм, методов и вариантов проведения уроков, занятий, следует выбирать соответствующие особенностям и запросам современных школьников, а именно: эвристические беседы; различные виды дискуссий (дебаты, диспуты, панельные дискуссии, дискуссия по типу «Аквариум» и т.д.); учебные и социальные проекты; уроки-экскурсии; деловые и ролевые игры; практикумы; различные викторины и другие конкурсные события; творческие мастерские.
4 способа создания проблемных ситуаций для организации изучения новой темы: Прием «ключевых слов» (учитель, спрашивая детей о том, что они еще не знают и хотят узнать о той или иной проблеме, напоминает, что «ключи» могут помочь лучше сформулировать вопросы о неизвестном). Приём «загадки-интерпретации» (по рисунку, схеме, ряду слов, высказыванию, отрывку из текста определить, какая связь между новой темой и схемами, высказываниями и т.п.). Выполнимое / невыполнимое действие (в процессе выполнения зарождается сомнение или обнаруживается невозможность его осуществления). «Погружение» в проблему (эмоционально-личностное отношение к картине художника, тексту и пр. с точки зрения критика).
Схематически процесс смыслового духовно- нравственного обогащению ученика можно представить следующим образом: Постижение смысла - Понимание, усвоение - Углубление, работа над собой - Изменение себя, созидание Непонимание смысла - Отвержение - Изменение других, а не себя - Разрушение себя, деградация
Методы духовно-нравственного воспитания 1) методы убеждения; 2) методы организации деятельности учащихся; 3) оценочные методы. Рефлексия – необходимый этап в осознании ребенком своей личности и ее места в окружающем мире
Работа с иллюстративным материалом и средствами наглядности на уроках «Основы религиозных культур и светской этики» Обозначим возможные виды деятельности при работе с картиной на уроке: 1. Краткая справка о художнике и его картине. 2. Составление комментария к картине (выявление общей темы, описание эмоционального настроя, анализ композиции, сюжета, колорита картины), выявление специфических приемов, характерных для живописи. 3. Письменная работа (мини-сочинение) с целью сопоставления живописных полотен, посвященных одному сюжету.
Как работать вместе Ученики 4-5 класса уже имеют первоначальные представления о работе в команде, основной акцент в организации работы с детьми данного возраста делается на формировании у них следующих результатов: - умения включаться в переговоры относительно процедур совместной деятельности, задач, способов командной работы; - умения обозначить затруднения в командной работе и обратиться за помощью (при неспособности самостоятельно устранить эти затруднения); - умения разделять ответственность в процессе коллективного труда.
Рекомендации к домашним заданиям Задания на дом в процессе изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики» должны иметь творческий, поисковый или проблемный характер. Желательно, чтобы каждый учащийся выполнил 2-3 творческие и 3-4 поисковые работы, т.е. задания этого типа, предлагаемые в поурочном планировании, могут быть распределены равномерно на протяжении изучения курса.
Внеурочная работа в рамках изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики» К коллективным формам внеурочной деятельности можно отнести проведение тематических недель, вечеров, встреч с интересными людьми, выпуски стенных газет, конкурс плакатов и др. В них, как правило, принимают участие целые классы (параллели классов). Школьники могут участвовать в общешкольных мероприятиях
Можно определить следующие направления для разработки и реализации содержания духовно- нравственного воспитания учащихся во внеурочной деятельности: 1.События прошлого и настоящего. 2.Идеалы и ценности. 3.Люди и личности. 4.Отечество. 5.Я сам. 6.Культура и религия. 7. Семья. 8. Традиции
Работа с родителями и членами семей учеников При изучении тем, связанных к бытовым укладом представителей различных конфессий, члены семей учеников могут выступить с рассказом о семейных традициях: как отмечаются в семье традиционные праздники, какие готовятся любимые блюда, какие подарки преподносятся детям – и других интересных и глубоко индивидуальных чертах семейного уклада. Рассказы о семье, прозвучавшие в классе, могут стать еще одним объединяющим фактором в ученическом взаимодействии. Возможна организация клуба «Семейное чтение»
Темами итоговых творческо-исследовательских работ учащихся могут стать и семейные традиции, и семейные хроники, и рассказ о своих предках. Такую работу ученик не сможет выполнить без поддержки и помощи со стороны семьи.
Для гармоничного развития ребенка необходимо научить его по-разному осмысливать учебный материал (логически, образно, интуитивно). Для успешного обучения мы должны свои требования превратить в желания ребенка. Сделайте своей главной заповедью «не навреди».